Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [53]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 53
Главная » Статьи » О жителях Мстёры

Гурьянов Василий Павлович. Поставщик двора Его Императорского Величества из Мстёры

Гурьянов Василий Павлович родился в слободе Мстёра Вязниковского уезда в 1869 году, иконописец, реставратор, коллекционер, владелец иконописной мастерской в Москве. Из крестьян, художественное образование получил во Мстёре, являвшейся в XIX в. наряду с Палехом и Холуем значительным центром иконописания. Как и многие жители слободы происходил из среды старообрядцев.

В 1890 г. Василий Павлович переехал в Москву и основал там собственное дело. Вскоре его мастерская стала одной из ведущих.  В 1905 г. получил звание «поставщика двора Его Императорского Величества». Мастер был удостоен многочисленных наград и даров от представителей императорской семьи. С 1912 г. являлся придворным иконописцем. Его дочь Зоя была крестницей царя Николая II, что подтверждается дарственной надписью  императору на обороте иконы «Прп. Серафим Саровский, с 9 клеймами жития и образом Божией Матери Умиление» 1908 г. (ГМИР).

При подготовке к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых в 1912 г. в мастерской Гурьянова по императорскому заказу создана серия икон-пядниц нового иконографического извода - с изображением свт. Алексия Московского и прп. Серафима Саровского, молящихся Феодоровскому образу Божией Матери), а в 1913 г. - иконы избранных святых, соименных членам царской семьи в т. ч. из Александровского дворца в Царском Селе и собора Феодоровской иконы Божией Матери. Ростовой образ прп. Серафима Саровского (ок. 1903) письма Гурьянова хранился у великого князя Сергея Александровича.

Важной вехой в профессиональной деятельности Гурьянова стала реставрация в 1904-1905 гг. иконы «Святая Троица Ветхозаветная» 1-й четв. XV в. письма прп. Андрея Рублёва , о чём в 1906 г. мастер издал книгу - отчёт о проделанной работе. В 1904 г. на 1-й Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге Гурьянов был удостоен высшей награды - почетного диплома за «отличное художественное исполнение икон разного стиля».

Согласно тексту на визитной карточке Гурьянова, в мастерской писались иконы «в византийском, греческом, новгородском, московском, строгановском и фряжском стилях, прозрачные картины на стекле и полотне» . Однако неясно, участвовал ли сам хозяин мастерской в создании икон, или его подпись являлась своего рода «рекламной маркой». Скорее всего новые иконографии разрабатывались при непосредственном участии Гурьянова, который согласовывал эскизы с заказчиками.

Мастерская Гурьянова выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон Троице-Сергиевой Лавры, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом монастырях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохранилась  фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17).

На фото: Витрина Василия Павловича Гурьянова на Строительно-художественной выставке 1908 года в Санкт-Петербурге.

Известно несколько крупных работ мастерской Гурьянова для столичных храмов. Около 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при Императорском женском  педагогическом институте в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Русского собрания. В начале 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в Санкт-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас санкт-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Гурьянова находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии.

В начале XX в. по заказу Комитета попечительства о русской иконописи в числе других мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Гурьянов  выполнял точные копии древних прославленных византийских и русских икон для издания Лицевого иконописного подлинника. К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Гурьновым в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом монастыре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова монастыря.

На фото: автограф Гурьянова В.П. историку Истомину на одном из своих изданий.

Гурьянов являлся членом общества любителей древней письменности, Петроградского и Московского археологических институтов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губернской ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, некоторых благотворительных учреждений. Гурьянов имел государственные награды России, Болгарии, Сербии и "высочайшие награды, благодарности и подарки" от членов императорской фамилии.

Другое значительное направление деятельности Гурьянова - публикация памятников древнерусской живописи и литературы. Благодаря Гурьянову  увидели свет  такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Гурьянова. Мастер снимал прориси с древних памятников, например, с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве.

После событий 1917 г. художник возвращается в родную Мстёру, где и скончался от чахотки 5 августа 1921 года. Похоронен на единоверческом кладбище рядом с Никольской церковью. У Василия Павловича осталась вдова Клавдия Фёдоровна Гурьянова и дети Зоя, Елизавета и Серафим. Серафим был наречён во имя святого Серафима Саровского. Гурьянов был первым иконописцем, кому после канонизации Серафима Саровского Николай II поручил исполнить образ святого.

В настоящее время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено около 40 икон с подписями Гурьянова, выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г., написанная, очевидно, самим Гурьяновым  по заказу А. М. Гордеева. Иверская икона Божией Матери 1898 г., согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве.

Другие  сохранившиеся иконы мастерской Гурьянова: «Вмч. Феодор Тирон» 1898 г. (ГМИР), «Прп. Геннадий Костромской» 1900 г. (ГИМ), «Ангел-хранитель» 1901 и 1912 гг. (частное собрание, ГМИР) - новый вариант иконографии Ангела-хранителя на фоне Московского Кремля, «Богоматерь на престоле» 1902 г. (ГЭ), «Покров Богородицы» 1902 г. (ГМИР), Тихвинская икона Божией Матери 1902 г. (ГРМ), «Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский» 1902 г. (собрание В. А. Бондаренко), «Св. Мария Магдалина» 1910 г. (ГЭ), «Господь Вседержитель» 1910 г. (собрание В. А. Бондаренко) - со старообрядческим перстосложением десницы и написанием имени Иисуса Христа, «Избранные святые» 1911 г. (ГМИР) - образ святых, память которых празднуется 19 февр., написан к 50-летию отмены крепостного права, икона Божией Матери «Иерусалимская» 1912 г. (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря), «Прп. Иоанн Лествичник и прав. Елисавета» 1913 г. (частное собрание) - мерная икона, благословение родителей Е. Б. Шереметевой, «Иисус Христос в белом хитоне» 10-х гг. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - из икон дворцового имущества, «Блгв. вел. кн. Александр Невский» нач. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - дар иконописца свящ. А. И. Глаголевскому к 25-летию священства.

Характерными художественными особенностями произведений Гурьянова и его мастерской являются ориентация на древнерусские образцы (нередко с влиянием стиля модерн), использование канонической иконографии (иногда со старообрядческими деталями), высокий профессионализм исполнения образа, миниатюрность письма, колорит из плотно положенных, насыщенных красок с тонким, изящным ассистом, орнаментами и «золотопробельным» письмом складок (преобладание оливково-охристых или холодных голубых цветов, сочетание листового и твореного золота и серебра разных оттенков), прием «отборки» вместо плави в моделировке личного, дополнение образа серебряным басменным окладом или рамой.

На фото: Икона Богоматерь Казанская. Начало XX века. Мстёра. Мастерская В. П. Гурьянова (из собрания Музея русской иконы)

Некоторые иконы написаны на 2-слойной доске (основа из цельного куска дерева дублирована) с глубоким ковчегом, с врезными встречными шпонками, оборот, как правило, закрывался тканью («рубашкой»). По мнению исследователей творчества Гурьянова (И. В. Сосновцева), выходившая из его мастерской иконописная продукция была достаточно разнообразна в стилевом и технологическом отношении по сравнению с продукцией других крупных предприятий мстёрских художников.

 

Категория: О жителях Мстёры | Дата: 16.05.2024
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Понедельник, 27.05.2024, 18:25
Форма входа
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0