Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [53]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 53
Главная » Статьи » Исчезнувшие деревни

Лесная сторожка Налша

Из истории лесного края Южского и Вязниковского районов Ивановской области.

Заклязьминский сосновый бор – это огромный лесной массив, расположенный в Южском районе Ивановской области. Это целый край прекрасного строевого леса, до революции 1917 года принадлежавший Савве Морозову. Этот лес  так и называли «Морозовским». Он с давних пор строго охранялся. Для этого через каждые три – четыре километра были построены лесные сторожки, т.е. дома для лесников и сторожей леса на одну или две семьи. Начиная по лесной дороге от д.Козлово Вязниковского района Владимирской обл. до посёлка Моста Южского района было расположено 7 сторожек: Луковка, Лапаиха, Бабье, Осиновая грива, Налша (Нельша), Тупик, Ермишкин и в стороне от них ещё находились Заборье, Рыльская, Западная и Ванюковская.Далее располагался большой посёлок Моста, где находился сельский совет и управление лесным хозяйством Ивановского лесопромышленного треста. Освоение лесного края здесь началось в начале прошлого века. Шла  заготовка древесины и постройка посёлков для рабочих и их семей, но интенсивные работы здесь начались в тридцатые годы в районе посёлков Тупик, Налша и Осиновая грива с центром в Налше.
 
На фото: Жители посёлка Налша.1940-е годы.

Налша (Нельша) – это был небольшой посёлок из 8 домов, где проживало 14 семей. Места в округе  были привольные, недалеко находилось большое озеро богатое рыбой, дичью и зверьём. В лесу летом всегда было много грибов, на болотах  росла  клюква. В начале тридцатых годов сюда стали прибывать переселенцы из других областей СССР, больше из Нижнего Поволжья, Саратовской области, Самарской и Сталинградской области. Там в то время был страшный голод  да и по всей стране, но так как здесь было лесное хозяйство, то снабжение продуктами питания было получше да и заработки побольше. Одни из первых стали приезжать семьи Капковых,Бельдиных, Копытовых, Бажановых, Вьюновых , Данковцевых и др.Все они начали работать в «лесохиме» , в которой занимались сбором в лесу живицы и серы от сосновых деревьев, которая шла на химзаводы. В посёлке так же несколько семей работали леспромхозе организованном в 1936 году. 

Мой отец Фарафонов Иван Платонович работал бригадиром плотников, также с ним работали Федосеев Иван Васильевич, Чернышёв Иван Яковлевич, Мамонтов Константин, Сеньков  Тит  Антонович (лесник), Максимов  Александр  Иванович, Некосов Фёдор Гаврилович и др.До 1946 года пос.Налша  находился как бы в центре заготовки древесины тех времён , хотя посёлочек был маленьким, но в нём была своя пекарня, где выпекали хлеб, продуктовый магазин, баня, два больших конных двора для лошадей, два колодца, два гаража, один из которых для ремонта техники, а другой противопожарный, в котором круглогодично дежурили, особенно летом, люди, также столовая для рабочих, смолокурный завод, на котором выпускалась смола, колёсная мазь, дёготь из смолистных  елей, а из бересты  делали чистый  дёготь и скипидар. Сюда же в конце тридцатых годов была проложена узкоколейка для вывозки древесины паровозами в пос.Глушицы для сплава по Клязьме в низ по течению и для лесопильного завода. Паровозы эти были небольшие прозванные в народе  «кукушка» и "яшка".

К складу узкоколейки была проложена из  леса дорога ,так называемая «лежнёвка», через болота и песчаную  местность. Для её строительства прокладывались брёвна одинаковой толщины в две колеи вместо рельс ,по которым  катались тележки с металлическими колёсами. Края  у колёс были загнуты вниз, как бы огибая брёвна, и они не слетали. В тележку запрягали лошадь и она тянула больше груза,  чем на обычной телеге.  Зимой  делали ледяную дорогу из леса к узкоколейке. Прокапывали  две колеи и заливали их водой, которая замерзала и на специальные сани грузили брёвна, таким образом, лошадь тянула больше груза,  чем на обычных санях. С паровозами происходили курьёзные случаи. При прокладке  дороги  через  болота насыпали землю, т.е насыпь и по ней прокладывали рельсы. Однажды когда первый раз пустили паровоз, насыпь не выдержала и паровоз свалился в низ в болото. Вытаскивали его тракторами. Бывали случаи, когда от паровозов летом  горел лес, когда  из топки выгребали золу на землю, ветер в жару раздувал искры и происходило возгорание. Временами в жаркую погоду запрещали движение паровозов. В 1937 -38 годах стали поступать трактора для подвозки древесины из делянок к железной дороге. Однажды трактор  «ЧТЗ-Сталинец» провалился  в полынью на болоте , которое  было слабо проморожено зимой, а под снегом не видно было , и он ушёл под воду. Приезжали водолазы, чтобы  зацеплять трос под водой. Вытаскивали  его лебёдками.

Всё было хорошо. Вывоз древесины был налажен, но началась война. Трактора стали нужны для фронта. Большинство рабочих ушло на войну, произошёл дефицит рабочей силы. Подвоз древесины к узкоколейкам перешёл на лошадиную тягу. Зимой  стали здесь работать колхозники, старики, мальчишки, девчонки, женщины из ближайших деревень : Добрицы, Косиково, Павлицы, Мальцево, Пустынь и др.Лесоповалом стали заниматься пригнанные сюда военнопленные из лагеря в Талицах ( 15 км от Налши). Они жили во временном лагере посёлка Тупик в 3 километрах от лесоповала. Это были Немцы, Румыны, Венгры, Австрийцы и др.Работали они тут до 1946 г. Также на лесоповале работали чеченцы, сняты с фронта по приказу Сталина. Работали здесь и репатриированные Власовцы , которых в войну  считали предателями армии генерала Власова. Сразу  же после окончания войны их куда-то отправили, возможно в Сибирь ,и ещё  летом на лесоповал во время войны присылали рабочих из средней Азии: Таджкиков, Узбеков, Туркменов с лошадьми степной породы, которых здесь объезжали, но они были неприспособленны к такой работе. Многие лошади  не выдерживали тяжёлой работы и погибали да и климат для них здесь был суровый. В конце войны на Налшу  были пригнаны кони с фронта, но  они были чем-то забракованы.Видимо,  чем-то больны и были неизлечимы. Они тоже гибли одна за другой. Некоторые из них были кавалерийские красавцы.

Сосновая древесина до войны шла для строек народного хозяйства страны, а во время самой войны - на фронт для постройки блиндажей, землянок, окопов  и разных оборонительных укреплений. Посёлок Налша был  небольшим, но в тридцатые годы  здесь уже ставили концерты, привозили кинофильмы, правда немые, привозили газеты. В 1946 году заготовка древесины на налшинском участке была прекращена.Жители покинули посёлок. Дома и строения были перевезены на другие места.

В.И. Фарафонов  2010 г.

На фото: Жители п.Нельша 1940 -е годы ( с гармонью - автор статьи )

Категория: Исчезнувшие деревни | Дата: 31.03.2010 | Автор: В.И. Фарафонов
Просмотров: 4101 | Рейтинг: 4.7/12 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Воскресенье, 26.05.2024, 01:55
Форма входа
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0