Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 390
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Форум » Поговорим о Мстёре » Праздники во Мстёре » Нужно ли отмечать во Мстёре 100-летие Октябрьской революции? (Поделитесь своим взлядом на предстоящее событие)
Нужно ли отмечать во Мстёре 100-летие Октябрьской революции?
GFUV-7357Дата: Пятница, 16.02.2018, 08:00 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3239
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Весть о свержении царя, о Февральской революции в Петрограде дошла до поселка Мстера ранней весной 1917 года. Люди встретили это событие как-то настороженно, никаких общественных проявлений не было. Но все считали, что мучительная для всех мировая война должна скоро закончиться, а продовольственное положение обязательно будет улучшено. В свои двенадцать я все же понимала, что в стране происходит что-то очень важное, что надо ждать каких-то изменений, хотя на деле в Мстере оставалось все по-прежнему.

А зато известие об Октябрьской революции 1917 года всколыхнуло народ. В селе прошли митинги, собрания, на которых говорилось, что теперь действительно начнется совершенно новая жизнь.

Я, двенадцатилетняя девочка, помню только массовость этих собраний и их общий настрой. Теперь я могу утверждать, что влияние большевиков в Мстере стало чувствоваться уже реально. В частности, в дальнейшем я узнала, что перед революцией в селе жил большевик, бывший питерский рабочий Федоров. Он был вторым мужем моей тетки Анны Алексеевны Мосеевой. Несомненно, что он был одним из тех, кто сплачивал вокруг себя местных рабочих, которые, полагать надо, и являлись организаторами митингов. (Об установлении Советской власти в Мстере была написана в 1930 году книга, авторами которой являются Н. П. Рождественский, Н. Ф. Клевакин, И. М. Захаров, Сергиевский, Круковский.)

Однако вопрос о Советах как новой революционной форме власти решался в Мстере явно непоследовательно. Власть в поселке продолжала оставаться в руках земской управы и ее органа - земского управления. Оно помещалось в доме напротив единоверческой церкви, что была на границе с микрорайоном Мстеры, называемым Барско-Татаровым.

Председателем земской управы был Иван Евлампиевич Протасьев, жил он в Барско-Татарове, в одном из флигелей Голышевской дачи. Каждое утро этот местный управляющий уезжал в Вязники на тройке резвых лошадей, впряженных в черный тарантас. Колокольчик громко звенел на дуге коренника, весь выезд имел для нас какой-то торжественный характер.

Повсеместное установление в стране власти Советов не могло все же пройти мимо Мстеры. В феврале 1918 года в поселке состоялось всенародное собрание, на котором обсуждался вопрос о форме местной власти. Проводили собрание представители города Вязников. Знаю только из протокола, с которым ознакомилась в последующем, что секретарем собрания был местный учитель Николай Петрович Рождественский. В моей памяти сохранилась общая картина собрания: выжидательная позиция бедноты и подавляющее влияние местных богатеев, таких, как семья Модоровых, Панкратовых, Козловых и других. Особенно активно против власти Советов выступал художник Федор Александрович Модоров. Антисоветская сплоченность богатеев и привела к тому, что собрание приняло решение оставить в качестве местной власти земскую управу и волостное управление. Эта форма власти и оставалась в силе до мая 1919 года, причем беднота никакого улучшения своей жизни не чувствовала.

В это время, видимо, сказалось решающее влияние на события в Мстере вязниковских большевиков. Где-то в конце мая 1919 года в поселке состоялась демонстрация в целях установления власти Советов. Примерное время этого собрания я вывожу из того факта, что все мы, ребята, участвующие в демонстрации, были босиком и шли в первых рядах колонны. Мне тогда было уже четырнадцать лет, и некоторые подробности демонстрации сохранились в памяти. Колонна была довольно многочисленная, и впереди нее несли красный флаг с надписью: "Вся власть Советам". Участники демонстрации пели революционные песни, в частности "Вихри враждебные веют над нами...". Так дошли до дома Ивана Евлампиевича Протасьева. Незнакомый мне мужчина вышел вперед и потребовал, чтобы председатель земской управы появился перед народом. Из дома вышла жена председателя Александра Федоровна и заявила, что Протасьева нет. Стало ясно, что, зная о решимости селян, он поспешил скрыться. Демонстранты приняли решение учредить в Мстере Советскую власть, которая во всем должна выражать интересы трудового народа. Первым председателем местного Совета стал упомянутый выше большевик Федоров. Кстати, членом Совета был избран и мой отец, хотя он был абсолютно безграмотным.

Об описанной демонстрации у меня сохранилось и следующее воспоминание: когда народ стоял у дома, мы, группа ребят, залезли на балкон и через него вошли в кухню. Увиденное здесь потрясло нас - весь кухонный стол был заставлен пирогами и ватрушками, видимо, хозяева готовились к встрече каких- то именитых гостей. Мы же в течение трех месяцев не получали свой мизерный хлебный паек, черный хлеб был в это время для нас великой роскошью. Вошедший на кухню мужчина из группы демонстрантов проговорил: "Видите, ребята, как живут богатые, берите эти пироги себе". Повторять дважды это заманчивое предложение было не надо. Мы вмиг разобрали вкусное богатство и бегом понесли его в свои дома. В дальнейшем, будучи уже взрослой, я обдумывала тот эпизод и пришла к выводу, что голодные ребята были вправе провести революционную экспроприацию и, следовательно, совесть наша должна быть чиста.

Первый председатель Совета Федоров работал на этом посту недолго. Очень скоро он ушел из жизни по болезни, и его место занял также большевик, местный ремесленник Николай Степанович Удонов. При нем и развернулась борьба за реальное утверждение Советской власти.

Дело в том, что в Мстерский Совет были избраны и местные богатеи. Это все те же Модоров, Панкратов, Цепков и другие. Трудно было беднякам сразу отстранить от власти людей, которые так долго хозяйничали в поселке. Сказались, конечно, длительная зависимость, политическая неопытность простого народа.

Зимой 1918 года произошло важное событие в нашей школьной жизни. В класс явился директор со священником, который преподавал у нас закон божий, и объявил, что на классных занятиях этот предмет изучаться не будет более, а всем ученикам следует ходить для получения знаний к отцу Сергию на дом. Это был своеобразный ход не подчиниться закону центральной Советской власти об отделении школы от церкви.

Привыкшие повиноваться школьному начальству, мы начали приходить в дом к священнику, но занятия в домашних условиях никто не контролировал, начались пропуски, а вскоре я вообще перестала их посещать.

Кончились занятия на дому у отца Сергия большим скандалом. На пасхальной неделе на печке в доме священника стояло тесто для куличей. Пришедший на занятия по закону божию Васька Егорычев насыпал в это тесто нюхательный табак. Разъяренный священник обрушился на учеников с руганью, после чего отменил все занятия. Больше к священному писанию мы уже не возвращались.

1918 год вспоминается еще одним событием. В поселок был прислан в качестве комиссара Петр Павлов. Это был высокий, красивый мужчина, носивший бекешу, галифе и хромовые сапоги. О его комиссарских обязанностях я ничего не знаю, но держался он всегда высокомерно. Комиссар быстро завел романы с дочками местных богатеев, перессорив поэтому их между собой.

Особенностью комиссара было то, что очень часто он к вечеру заходил к Прасковье Кисляковой, жившей рядом с нашим домом. Та гадала ему на картах, за что получала большой ломоть хлеба. Была Кислякова женщиной доброй и делила заработанный хлеб между нами, ребятами. Мы поэтому всегда караулили приход комиссара, зная, что получим свой кусочек. Это было важно, поскольку жить становилось все труднее - есть было просто нечего. Я продолжала учиться, в школе горела небольшая электрическая лампочка, при свете которой мы делали уроки. Дома электричества не было, вся наша семья вечером сидела при коптилке.

Начало 1919 года знаменовалось для нашей семьи настоящим голодом. Купить хлеб даже у спекулянтов стало невозможно. Некоторые жители поселка решили отправиться за хлебом в Поволжье, где, по слухам, хлеба было еще достаточно. В этот вояж вместе с односельчанами поехала и наша мама. Испытав на себе все муки длительной дороги, мстерцы добрались до Саратовской губернии, где сумели закупить муку. Обратная дорога загруженных мстерцев была еще мучительней. Мамины рассказы об этой поездке вызывали просто ужас. Но вернулась мама с победой - она привезла нам около двух пудов муки. Это было великое счастье, и какое-то время мы ели настоящий хлеб.

Спасаясь от голода, наши родители приняли рискованный план перебраться в Поволжье всей семьей. Решение это было очень непростым - надо было бросить насиженное родное место, свой дом и отправиться в неизвестность. Но голод, забота о детях заставили родителей решиться на все предстоящие дорожные и иные муки. Ранней весной 1919 года мы тронулись в путь.

 Читать тут
 
ВарвараДата: Пятница, 16.02.2018, 11:34 | Сообщение # 27
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 769
Награды: 24
Репутация: 12
Статус: Offline
История Анны Хохловой

в текстовом и вордовском формате, если кому неудобно читать в сети или сайт-источник не доступен

(эта книга воспоминаний, которую выше цитирует GFUV-7357)

Добавлено (16.02.2018, 11:34)
---------------------------------------------
====
сделала отдельную тему по мемуарам Хохловой
Прикрепления: __.doc(184.0 Kb) · __.txt(86.1 Kb)


Сообщение отредактировал Варвара - Пятница, 16.02.2018, 11:34
 
Форум » Поговорим о Мстёре » Праздники во Мстёре » Нужно ли отмечать во Мстёре 100-летие Октябрьской революции? (Поделитесь своим взлядом на предстоящее событие)
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Поиск:

Понедельник, 20.08.2018, 07:38
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта