|
Памятник ахитектуры по ул.Ленинградская
| |
Ctoik | Дата: Вторник, 16.01.2018, 20:49 | Сообщение # 21 |
![Ctoik](/avatar/85/7419-522033.gif) Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 89
Статус: Offline
| Варвара, обычно их водосточными зовут.
Ctoik
|
|
| |
Варвара | Дата: Среда, 17.01.2018, 01:17 | Сообщение # 22 |
![Варвара](/avatar/88/179080.jpg) Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Цитата Ctoik ( ![Ссылка на цитируемый текст](/.s/img/fr/ic/9/lastpost.gif) ) обычно их водосточными зовут. спасибо) водоотводные = канализация, не разобралась)
Кстати, а канализация в доме Крестьянинова была / есть ?
|
|
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 22:38 | Сообщение # 23 |
![Варвара](/avatar/88/179080.jpg) Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Род крестьян-предпринимателей
Одно из самых красивых зданий посёлка Мстёра – дом фабриканта Василия Семёновича Крестьянинова. Двухэтажный особняк из красного кирпича, расположенный на улице Ленинградской, заметно выделяется на фоне окружающей застройки.
Сегодня дом с затейливыми башенками и арочными окнами пустует – так же как и соседнее деревянное здание, тоже некогда принадлежавшее семейству Крестьяниновых. Исторических данных об этом мстёрском роде крайне мало. Вместе с тем именно Крестьяниновы поставили производство икон на промышленный поток.
Четыре брата Наиболее полной информацией о мстёрских Крестьяниновых располагает краевед Владимир Борисов. Вот что он пишет: «По метрическим книгам Троицкой единоверческой церкви удалось выявить четырёх братьев – Якова, Василия, Семёна и Фёдора Андреевичей Крестьяниновых.
Старший брат, Яков Андреевич (1816 – 23.12.1889), очевидно, был довольно заметной личностью во Мстёре. В 60-70-е годы XIX века он был старостой Троицкой церкви, что говорит о его материальном благополучии, так как на эту должность старались выбрать состоятельного человека.
9 февраля 1870 года ему была объявлена признательность и дано благословение от Архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору средств на покупку нового колокола для Троицкого единоверческого храма. Это не единственный случай участия Я. Крестьянинова в жизни церкви.
Так, в 1878 году ему было объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование в церковь села Шустово, а в 1882 году – благословение Святейшего Синода без грамоты за заслуги и пожертвования по духовному ведомству.
О жизни его брата С.А. Крестьянинова (около 1828 – 11.07.1898) известно меньше. О том, что он имел хорошую репутацию среди жителей слободы, говорит избрание его мстёрским сельским сходом 7 декабря 1875 года опекуном малолетнего И.Ф. Шталёва.
Сам Семён Андреевич с супругой Дарьей Антоновной (около 1831 – 13.11.1912) имел десять детей… О предпринимательской деятельности С.А. Крестьянинова найти какие-то сведения пока не удалось. То, что он имел заведение во Мстёре, связанное с производством икон, сомнений не вызывает. Его сын Василий, который в начале XX века являлся владельцем крупнейшей фабрики этого профиля, в рекламе своего предприятия отмечает, что фирма существует с 1859 года.
Естественно, что в то время она принадлежала его отцу». Краевед также сообщает, что предпринимательством занимались ещё две ветви рода Крестьяниновых.
Так, в 1911 году на потомков Якова Андреевича были официально зарегистрированы два заведения – фолежное и ризочеканное. Фолежное заведение числилось и за сыном Фёдора Андреевича – Иваном Фёдоровичем Крестьяниновым – и его женой Евлампией Поликарповной. Торговый дом и мастерские Василий Семёнович Крестьянинов был владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре.
К 1901 году у него уже наладилась торговля иконами и киотами в Москве в Верхних торговых рядах. «Строительство корпусов фабрики, которые дошли до сегодняшнего дня, — пишет Владимир Борисов, — было начато в 1906 году. Василий Семёнович постоянно стремился к усовершенствованию, механизации и увеличению производства. Так, в 1908 году им была основана меднопрокатная фабрика, на которой вырабатывалась фольга для изготовления икон.
Для неё построили двухэтажный кирпичный корпус, оснастили двигателем в 40 сил. К 1910 году на фабрике работали 25 человек, фольги изготавливалось на 14 тысяч рублей в год. К 1912 году количество рабочих увеличилось до 30, а годовой выпуск продукции – до 23 тысяч рублей. К 1916 году владельцами фабрики были построены позолотная и две литейные мастерские.
27 июня 1913 года в Москве зарегистрирован Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями». Род деятельности – торговля иконами, киотами и другой церковной утварью. Полными товарищами (распорядителями) Торгового дома были крестьянин Василий Семёнович и его сыновья Фёдор, Василий и Николай Крестьяниновы с капиталом в 15 тысяч рублей.
Главная контора и магазин были в Москве в Верхних торговых рядах. Торговля производилась также на Нижегородской ярмарке. Мстёрская фабрика вошла в Торговый дом. Полное название предприятия: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги». Хорошая работа «С современной точки зрения, возникает вопрос, что лучше: икона «с намалёванными безобразными ликами святых» или качественно выполненная машинным способом?
По воспоминаниям внучки В.С. Крестьянинова Юлии Николаевны Бычковой, хозяин следил за качеством и заставлял переделывать плохо выполненную работу или не платил за неё. О хорошем качестве икон, которые изготавливались на фабрике, красноречиво говорят следующие факты.
На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года Василием Семёновичем экспонировались фольговые иконы в киотах. Хотя они не были отмечены наградами выставки, но прошли строгий экспертный отбор, прежде чем стать её экспонатами.
На Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1901 года в Санкт-Петербурге В. Крестьянинов был награждён бронзовой медалью «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Сам фабрикант в рекламе своего производства, опубликованной в 1907 году, отмечает, что им получены высшие награды на выставках в Лондоне, Вене и Париже.
Значит, продукция фабрики заслуживала внимания». В Мстёрском художественном музее сегодня хранится икона, произведённая тем самым, фабричным способом. Богоматерь с младенцем на руках в обрамлении пышных цветов из бумажных лент даже спустя век смотрится нарядно и празднично. Директор музея Валентина Владимировна Позднякова провела для корреспондента «Маяка» небольшую экскурсию, рассказав о способе производства и изготовления такой иконы. Наклеенное на деревянную основу изображение было недолговечным, но ярким, а самое главное – дешёвым, поэтому и пользовалось такой популярностью среди населения.
«Металло-штамп» «У Василия Семёновича и Александры Зосимовны было шесть детей, — рассказывает Владимир Борисов. –Зарабатывая достаточные средства, В.С. Крестьянинов в начале XX века рядом с деревянным домом, перевезённым из Нижнего Новгорода в конце XIX века, построил двухэтажный каменный дом (с которого и началась вся эта история. – Прим. ред.)
Другой источник утверждает, что первоначально был построен каменный дом, а деревянный построен позднее для сына Николая. Недалеко от усадьбы находился сад (сейчас на этом месте улица Садовая). Кроме предпринимательской деятельности, Василий Семёнович принимал участие в общественной жизни. Он был почётным попечителем Мстёрской пожарной дружины, старостой Троицкой единоверческой церкви.
Начиная с 1904 года, Вязниковское уездное земское собрание избирало В.С. Крестьянинова в члены уездного раскладочного по промысловому налогу присутствия. События 1917 года круто изменили жизнь в стране. Все крупные предприятия были национализированы. Не стала исключением и фабрика Крестьянинова.
В 1923 году она была сдана в аренду частным лицам и стала называться заводом «Металло-штамп». Интересно, что заведующим заводом вплоть до его закрытия 1 апреля 1925 года был В. Крестьянинов. 10 декабря 1925 года Владимирский губернский совет народного хозяйства передал завод в аренду Мстёрской кооперативной артели. Советская власть не давала Крестьяниновым жить спокойно.
У Василия Семёновича и его сыновей Василия и Николая были отобраны дома во Мстёре. Николай Васильевич неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1937 году В.В. Крестьянинов был арестован в Москве и выслан в Казахстан. Такая же участь постигла многих предприимчивых людей в нашей стране».
Автор благодарит В.В. Борисова, В.В. Позднякову и весь коллектив Мстёрского художественного музея за предоставленный материал и помощь в подготовке публикации.
Автор: Никита Ефимов По материалам газеты «Маяк»
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Четверг, 11.10.2018, 19:54 | Сообщение # 24 |
![GFUV-7357](/.s/a/30/1.png) Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Хоромы Крестьяниновых во Мстёре
https://proofreader-z.livejournal.com/610844.....1510940
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 12.10.2018, 11:53 | Сообщение # 25 |
![Варвара](/avatar/88/179080.jpg) Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Очень интересная статья, спасибо автору и Юрию за ссылку.
Цитаты из статьи:
Пишут, торговать в Первопрестольной наш фабрикант начал не позже 1901 года и не абы где, но таки в Верхних торговых рядах. В Москве же с 1913 г. зарегистрирован "Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями»
Вроде бы есть сведения, что фирма Крестьяниновых "существовала с 1859 г.", т.е. была уже при отце, Семёне Андреевиче (ок. 1828 - 1898), а по этому же адресу иль нет, не ясно.
на Миллионной хозяйство их было весьма обширным и богатым, о вот история возведения крайне скудна и противоречива.
При сложении различных (и отнюдь не первичных) источников, выходит: иконная фабрика "начата строительством" в 1906 г., меднопрокатный завод "основан в 1908 г.", позолотная и две литейные мастерские - "построены к 1916 г.".
Каменный дом почти все дружно датируют началом ХХ в. и называют домом именно В.С. Крестьянинова. На счёт деревянного имеются разногласия. Одни пишут, он более старый (кон. XIX в.), другие же считают, что он наоборот моложе каменного и поставлен уже для сына, Николая Васильевича, при чём в обеих версиях иногда добавляется, что дом перевезён из Нижнего. Здание именуется либо "дом Н.В. Крестьянинова", либо более обобщённо, типа "дом, принадлежавший семейству Крестьяниновых".
В описаниях каменного дома (про деревянный молчат) повторяют "в Русском стиле", хотя его тут не так уж и много. Часть наличников обоих домов имеют разорванные фронтоны, которые любили их у нас и в XVII в., и в Русском стиле XIX в. А ещё епанча над главным фасадом, да карнизы с язычками - и собственно всё, список окончен. Пологие лекального профиля с перехватом кровли боковых надстроек ассоциируются у меня скорее с чем-то барочным или "условно восточным". Лопатки каменного дома и карнизы деревянного - явно из ордерных стилей.
Каменный дом имеет нетрадиционную ориентацию, главный фасад с парадным входом, балконом и епанчей смотрит не на улицу, как у всех нормальных людей, а на юго-восток, прямо в сторону монастыря, давшего начало слободе.
При товарищах и дома, и бизнес естественно отняли, но интересно, что до 1925 г. управляющим производством упоминается В. Крестьянинов, только вот не ясно - В.С.(отец) или В.В. (сын).
Пишут, Василий Васильевич в 1937 г. "был арестован в Москве и выслан в Казахстан", а брат его, Николай Васильевич "неоднократно подвергался тюремному заключению".
Картинки из статьи:
План жилого и хозяйственного комплекса усадьбы Крестьяниновых. Ул. Ленинградская дома 38, 40
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/i/i-6142.jpg)
План жилого и хозяйственного комплекса усадьбы Крестьяниновых. Ул. Ленинградская дома 38, 40
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/i/i-6143.jpg)
План каменного дома Крестьянинова, ул. Ленинградская дом 38
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/i/i-6144.jpg)
План деревянного дома Крестьянинова, ул. Ленинградская дом 40
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/i/i-6145.jpg)
оба дома на одном фото
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/dk/i-2216.jpg)
каменный
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/da.sein/dk/i-6132.jpg)
деревянный
Сообщение отредактировал Варвара - Пятница, 12.10.2018, 11:56 |
|
| |
|