Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 370
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Поговорим о Мстёре » Праздники во Мстёре » Древние праздники Мстёры (исторические подробности)
Древние праздники Мстёры
ВарвараДата: Среда, 29.11.2017, 01:08 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 578
Награды: 18
Репутация: 12
Статус: Offline
Вчера были на замечательной лекции по истории Мстёры, и нее мы узнали интересные факты:

Было что то вроде "конкурса красоты" - несколько дней вокруг поселка ходили девушки (в сопровождении замужней женщины). Всякий раз они надевали новые платья - как я поняла, платья могли быть разные, но из одного материала у всех (как бы "равные условия") - хлопок, лен... что то там ещё... Зантересованная мужская часть населения, а так же и старшее поколение (присматривали будущих невесток) сидели в этот день на лавках и рассматривали "конкурсанток" biggrin Праздник назывался "Девушкины гуляния"

Еще был праздник "Рубка капусты" - когда в дом приглашали для этого дела участников, празднично их кормили, потом они работали - капусту рубили тяпками - потом снова праздничный обед и вроде спиртное...

Проводы офени - праздник, но боюсь напутать не поняла, конкретный был день или нет.

Про офеней интересная историческая подробность из лекции - когда государство пыталось контролировать и лицензировать их деятельность, они изобрели "офенский язык". Далю поручили составить словарь, он набрал порядка 5000 слов и там ничего запрещенного среди них полиция не нашла... А потом криминальный мир уже после исчезновения самих офеней заимствовал основные понятия оттуда.

Надо еще раз сходить - так сразу не запонилось))

Добавлено (29.11.2017, 01:08)
---------------------------------------------
еще нашла не праздник, но развлечение интересное:

Из статьи
Воспоминания о Мстёре Владимира Ивановича Антоновского
http://www.vomstyore.ru/publ....1-0-154

Вероятно, это было еще до 1917 года , но я хорошо помню турниры гусиных боев. Организаторами этого дела были Демидов (звали его Сихторыч), мой дед и кто-то ещё. Надо полагать, гусей откармливали, как-то дрессировали, а потом гусаков стравливали. Они топтались, гоготали, а всё же, на мой взгляд, драться не умели.Победителем был тот, кто повалит соперника набок или опрокинет его. Обычно эта драка была без крови с последующим замирением со стаканчиком вина. Где-то у нас устраивались и петушиные бои, но я этого не видел.

 
ВарвараДата: Среда, 24.01.2018, 21:13 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 578
Награды: 18
Репутация: 12
Статус: Offline
========


На Св. Пасхе по реке Мстере катаются в лодках разряженные в праздничное платье девушки человек до 20 в одной лодке, всех лодок бывает до 50, гребцы из молодых людей дружно ударяют веслами по воде, с веселыми песнями, а некоторые из батюшковых сынков даже находят удовольствие сделать несколько залпов из пистолетов, а иногда и пушек; на крутом берегу реки Мстеры у самых церквей, на тропинке в роде бульвара множество жителей всех возрастов любуются природой и катаньем; на этом месте устраиваются временные фруктовые лавочки, в которых гуляющие пользуются разными лакомствами, дети катают яйца и выигрывают друг у друга.

Здесь девицы и молодые не водят хороводов, как в других окрестностях даже не поют песен в день на улицах, в праздничные дни постоянно девушки с подругами прилично одетые сидят под окнами своих домов, а молодые мужчины гуляют с товарищами по улицам.

Девушки строго воспитываются своими родителями им даже не дозволяется ходить к обедне (литургии), а только всенощной и утрени; весенние гулянья бывают от Св. Пасхи до Троицына дня на берегу реки Тары, окруженной кустарником и лесом, тут собираются множество крестьян из окрестных селений и деревень, и потом бывают большие гулянья в заговенье перед Петровским постом на мстерской пристани, и в день Троицы в соседнем селе Татарове. Мстерские жители посещают эти гулянья, но не участвуют в них хороводом.

С 8 числа июля с празд. Казанской Богоматери начинается, как называется по местному выражению, девичье гулянье вокруг Слободы, которое продолжается до Успеньева дня 15-го августа, каждое воскресенье и праздники, девицы наряжаются в хорошие платья с своими подругами, и у них костюмы разделяются на разные категории и по общему согласию подруг, в 1 день гулянья хотя и новые платья но ситцевые, во 2-й кисейные, в 3-й шерстяные, и так продолжается, что к концу гулянья надеваются лучшие шелковые и штофные, но всегда идет между собой условие, кто в чем пойдет в этот день, чтобы не обидеть других подруг надетым наряднее их платьем без общего согласия.

Девицы гуляют артелями (как называют местным выражением) по 6 - 10 и более подруг в 2 и 3 ряда один за другим, с правой стороны и особенно в первом ряду почетное место занимают девицы побогаче, впереди их отдельно сопровождает молодая замужняя женщина из родственниц одной из подруг или приглашенная из знакомых им, гулянье идет кругом всей Слободы, и редко проходят большими улицами, но обходят кругом Мстеры, одна партия за другой; в это время почти все жители выходят и сидят на скамейках в тех местах где стройно проходят девушки.

В августе и сентябре месяцах идет ряд установленных временем и обычаями праздников, сначала чистят лук, который как поспеет свозят с огородов в дом, и складывают у окон дома; лук очищают ножами девушки и женщины, созванные из посторонних, а более соседок и родные; как очистят лук, который складывают на зиму на палати, делается угощение чистельщицам с платою и деньгами, и очень часто собираются знакомые и родные которых прилично угощают; пирушка эта называется почистками.

Потом по наступлении длинных вечеров в последних числах августа и в начале сентября, начинают сидеть вечера (работать по вечерам) первый вечер начинается с засидок, засидки бывают вообще у всех и особенно у иконников празднованием; засиживать вечер подгоняют к последним дням недели, и более засиживают с четверга или пятницы; в вечер назначенный для засидок покупается в достаточной пропорции водка, сначала все работники в доме вместе затеплив свечку молятся Богу, требуют благословения хозяина, который отвечает им Бог вас благословит ребятушки, потом зажигают свечи и садятся за работу минут на 10; в этот вечер они не работают, а только начнут работу для примера, после этого садятся за самовар и водку, в этот день им дается угощение от хозяина, но всегда работники прилагают своих денег, складываются всей артелью, и готовят закуску холодное, жаркое и проч., разные лакомства для малолетних, орешки, изюм, прянички и проч., когда осушат порядочный запас водки, посылают за ней снова; по окончании угощения собираются всей артелью и отправляются гулять по Мстере с песнями; это празднование продолжается до трех дней, вовсе это время засидевшие вечера поживают навеселе, с других заведений также приходят на засидки и угощаются своими собратами, работа по вечерам продолжается с этого дня до Благовещенья.

После засидок в половине и конце сентября месяца капустная рубка также имеет местное свое значение; на капустную рубку приглашаются молодые девушки и женщины человек до 12 смотря по надобности или сколько есть подруг и родных у девушки (если есть) у которой в доме рубят капусту, девушки все одеваются в хорошее платье, ворота дома растворены и всегда с улицы, девушки по 6 на стороне (если их 12) дружно ударяют в корыто наполненное капустой сечками (здесь называют тяпки) в этот день в том доме где рубят капусту готовят стол для девиц, чай, завтрак, обед, ужин, лакомства и платится деньгами по 10 и 15 к. сер. на человека, а также к капустной рубке ставится брага (Брага – домашнее приготовленное пиво; брага необходимая принадлежность мстеряков, никакой праздник не обходится без браги, на годовые праздники разные случаи свадьбы непременно варится брага, в каждом доме и бывает довольно вкусна, кроме браги приготовляется домашним способом мед.), вечером девицы отправляются гулять по Слободе, они избирают с собой со стола лакомств, и кочней (кочерыжки от капусты), подходят под окна иконописцев или других холостых молодцов, с которыми разговаривают перемененным голосом завязавши платком лицо, так чтобы их не могли узнать, дают холостяку который нравится каждая по своему выбору яблоки, конфеты, орехи или просто кочерыжки от капусты, это продолжается весь вечер. Каждая девушка непременно сходит к дому уважаемого ею предмета, и поговорит в окошко, но при всем соблюдается приличие, а также девицы сопровождаются кем либо из женщин.

Как девицы ушли гулять начинается новая компания, в этом доме приходят родные и знакомые домохозяина старших возрастов на капустную рубку и поздравляют с капустником, садятся и беседуют за самоваром, брагой, водкой, закуской и лакомствами угощаются до весела в честь капустной рубки.

С октября месяца постоянно начинаются свадьбы, и рассчитывают каждую свадьбу пригнать к Рождественскому мясоеду; расчет состоит в том, что в то время дешевизна продуктов и длинные ночи, в весеннее время свадьбы бывают редко.

По наступлении зимы, по воскресеньям и праздникам начинаются катанья, малютки на салазках и ледянках с гор, а среднего возраста и особенно молодая чета катаются по Мстере на лихих лошадях с приличной городской упряжью в щегольских сапках, катанье продолжается до конца сырной недели.

На святках ходят ряженные (маскированные) кто в чем пришлось но не составляют святки особого характера, как только прежние обычаи старожилов.

На сырной неделе празднование и катанье начинается с четверга; первая принадлежность масляницы блины, брага и проч., в четверг на этой неделе молодые девушки одеваются в хорошее платье по две или по три накладывают белье и платье в салазки и отправляются на реку к мельнице мыть белье и платье.

Сотни разряженных девушек в наклонном положение стоя на льду в полуциркульной прорубине, полосчут платье, в этот день кухарки и работницы отдыхают свободно так как девушки даже из зажиточных имеют обычай взять на себя этот труд, разумеется дело не в труде, а в удовольствии щегольнуть перед подругами, сотни молодежи на берегу любуются этой картиной, все катающиеся непременно проедут взглянуть на трудолюбие из удовольствия пестреющих девушек и не жалеющих свои белые ручки в этот день окунывая в холодную воду.

С четверга до воскресенья мстерские жители похаживают друг к другу по гостям, но наступило воскресенье и не видно той веселости какая была в первые дни, в воскресенье как прощальный день, после обедни каждый спешит идти прощаться, к своим близким родным, к волостному начальству и духовенству; каждому приносится на прощанье большой пряник (которые пекутся нарочно на сырную неделю очень большой величины) или другие какие либо лакомства: чернослив, изюм, винные ягоды, орехи, конфеты и проч.

К вечеру отправляются на кладбища, прощаться с покойными, на кладбищах слышан плачь причетами родных над недавно умершими и множество нищих толпятся для подаяния, которым подают деньги пряники и проч.

С наступлением великого поста все удовольствия прекращаются, и Мстера проводит пост как благоговейно так и трудолюбиво, в посте работают прилежнее нежели в другое время года, по одним воскресеньям собираются жители партиями смотреть гусиные травли.

Гусиные охотники которые держат партии гусей, выгоняют каждый свою партию и начинается травля среди улицы, место травли окружено со всех сторон народом которая кончается тем, что гусь побьет другого противника, часто гусиные травли бывают с залогом денег.

В течение года бывает четыре установленных крестных ходов.

В среду четвертой недели по св. Пасхе в день преполовения на реку Мстеру.

23 июня в престольный праздник Владимирской Божией Матери к волостному правлению.

1 августа в день происхождения честных древ Креста Господня на реку Мстеру, а потом крестный ход обходит кругом сл. Мстеры и у православных домов во многих местах совершаются молебствия.

6 января в престольный праздник Богоявления на реку Мстеру.

Все крестные ходы совершаются из двух храмов Богоявленского и Иоанновского, служба совершается соборне духовенством круглый год.

Старики и средних возрастов крестьяне собираются на рынках утром некоторые для покупки провизии, а более для болтовни о разных общественных и других делах, такие же собрания бывают по вечерам у домов на лавочках в особенности в воскресные и праздничные дни, у многих привычка сделалась страстью выходить на эти собрания, и как общество смешанное православия с расколом, то происходят споры и неприличные выражения, такие сборищи не приносят кроме вредных толков никакой пользы.

С давнего времени существуют здесь разные раскольнические секты: поморская (перекрещенцы), спасово — согласие (нетовская), тайное священство, австрийская развивающаяся в последнее время, и закоснение их не ослабевает, а усиливается более и более; всех раскольников до ½ жителей и до сих пор не обращаются к стаду церкви Христовой.

Вообще мстерские крестьяне живут открыто, для каждого хлеб-соль, гостеприимство и радушие, как говорится умеют прожить и нажить деньгу, несмотря на то что многие плохо оплачивают повинности, а жизнь ведут не сообразную промыслам, частенько бывают разные пирушки, в которых последняя копейка ребром; а у раскольников частые обеды на разные случаи и поминки по покойникам, которые обходятся слишком дорого и заметно изнуряют жителей.

Разный сброд сбираются и даже съезжаются из далеких мест; лукавые святоши, которых содержат в тайне, поят, кормят дают подводы и большие деньги, многие прежде бывшие капиталы передались под видом подаяния за поминовение в руки развратных женщин и бродяг, из благочестия делающих промысл, в особенности были такие случаи: что из раскольников во время читанья по усопшем когда спали или отлучались домохозяева, читальщики подбирали ключи к палаткам и шкатулкам, выбирали деньги и тайно уходили, а после на украденные деньги открывали разные торговли и строили дома, в особенности что делалось с несчастными оставшимися вдовами, которые по единодушию и привязанности к расколу и теперь даже попадают в руки ханжи шарлатана, какого-нибудь выходца или бродяги негодяя раскольника, умеющего с свойственной им хитростью и лукавством в виде спасения истощить расстроенное в горькой потери после умершего семейство, и таким способом наполнить свой кошелек; вот куда пропали мстерские прежде бывшие большие капиталы!

Как жаль этих многих невозвратных потерь, а в довершение в последнее время заметно увеличивается в жителях страсть к роскоши и нетрезвости.

В продолжение зимних вечеров в праздничные дни у старожилов была первая потеха кулачный бой; собиралось человек по 100 на каждой стороне, бой иногда был и кровавый, а потом схватывание в охабку (борьба).

Главное любимое было удовольствие - в первый год женатого, холостая молодежь в праздничный день собирается по нескольку человек и, увидев новобрачного, проводят его сквозь строя, каждый при этом ударяет по его спине кулаком довольно чувствительно, а потом если новобрачный катается на лошади с своей супругой, его стаскивают с саней, сажают на самые худые негодящиеся в дело сани или вернее сказать дровни, нагружаются человек до 15, и несколько человек со смехом и криком свозят с двух гор на лед, оттуда молодой идет пешком едва продышавшись и садится на свою лошадь, если нет кучера то из этой же партии оказывают услуги подержать лошадь до возвращения со льда хозяина, кто бы ни был, даже капиталисты подвергались этим обычаям, которые теперь уже не существуют, но не более как лет 15 они изгладились из мстерских обычаев, да и слава Богу.

Такова мстерская жизнь с ее обычаями и нравами, к сожалению вообще крестьяне очень плохо образованы в грамотности, которая им необходима как коммерческим людям, а раскольники не оставляют свои заблуждения и не замечают значительные их потери; еще они мало обращают на это внимание, общественное приходское училище не очень удовлетворяло потребностям образования, и к сожалению много есть еще училищ заведенных в частных домах без разрешения правительства в которые отдают обучать детей и обучаются не правильно, а в особенности в домах раскольников, в которых с малолетства поселяют зло к православию, и потом в домах Единоверческой церкви, в которых учат и православных и склоняют в свой приход.

С образованием мстерские жители могли бы развить коммерцию с большими и правильными оборотами, и принести лучшие плоды как в промышленности, торговле, так и общественной деятельности.

Взято отсюда: Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстеры в сер. XIX века
Прикрепления: 5278065.png(18Kb)


Сообщение отредактировал Варвара - Среда, 24.01.2018, 21:14
 
ВарвараДата: Среда, 24.01.2018, 21:14 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 578
Награды: 18
Репутация: 12
Статус: Offline


Свадьба составляет важную эпоху, и часто имеет влияние на судьбу целого семейства в крестьянском быту, новоприемлемый член с доброй хорошей нравственностью, деятельностью и трудолюбием есть главное благополучие в семейной жизни.

Выбор невесты основан не столько на красоте лица как на хорошем поведении, обращают внимание на нравственные качества, и часто отвергают приманчивую наружность.

Рассуждают так родители и родные жениха: она не ветренница, будет почитать свекра и свекровь и любить мужа, муж не будет без рубашек ходить, она из хорошей семьи, а от хорошей яблони и хорошие плоды, затем родные решают выбор на который соглашается и жених беспрекословно.

Сватовство начинается следующим образом: отец жениха посылает сваху к невесте из близких своих родных, в это время зажигают перед образами свечку, и дожидаются ответа, как только получат ответ от свахи с согласием, отец жениха собирает родственников на рукобитье, самые ближние из созванных родных отправляются в дом к невесте брать руку, в доме невесты отец жениха затепливает перед образами свечку, и все с семейством невесты молятся Богу, потом отец или мать жениха берут руку у невесты и у ее родителей; после чего они садятся за стол и им делается угощение, по окончании уходят обратно, пришедши с веселым видом приветствуют жениха с невестой, у жениха также начинается угощение (До возвращения от невесты в доме жениха не делается никакого угощения, а ожидают все прихода взявши руку.).

После рукобитья невеста плачет причетами, на другой или третий день от невесты приходит женщина к жениху за сорочкой, для мерки готовить в приданое.

До дня брака, вообще время продолжается 1 неделя и не более 2; невеста окружена родными и подругами девушками, которые шьют приданное, жених не однократно посещает невесту, и в каждый приход приносит гостинцы, состоящие из разных лакомств; невеста дарит жениха за гостинцы жилетом или галстуком, и угощает подруг жениховыми гостинцами.

Когда жених до дня брака посещает невесту с ним вместе приходят мужчины и женщины из ближайших его родных, жениха и пришедших с ним угощают чаем, и проч. девицы прячут невесту, и жених ее выкупает деньгами, смотря по состоянию, и как выкупит невесту, она садится с ним за стол, в эти вечера с невестиной стороны приглашаются родственники, и девицы подруги невесты, жених и пришедшие с ним просят девиц петь песни, из коих более употребительны следующие.

1-я.
Не грусти моя милая,
Вечерком к тебе приду,
Если есть печаль какая,
Ты скажи мне одному.
Вчерась был я в маскараде,
Что там видел вам скажу,
Видел барышню в наряде,
Собой очень не дурна.
На ней чорна полумаска
И пунцовый сарафан,
Бралиантова повязка
И на шее фермуар.
На ней лайковы перчатки
И кисейны рукава
На ней беленьки чулочки
И козловы башмачки.

2-я.
Чижик, чижик, чижичек,
Казак, казак, казачек,
А я католичка
Ростом не величка
Не величка не мала
На пей шубочка ала
Шубочка бобровая
Девочка чернобровая
Одна ходит по крыльцу
Платком машет молодцу,
Другая по горнице
Все тужит по молодце
Как быть, как жить,
Из которых полюбить Полюблю себе такова
Дворянина молодова
Все охотничка,
Чтоб который был охотник
За охотою ходить
За охотой за такой
За девичьей красотой
За девичьей красотой
Поцелует да пошел.

При пении этой песни, которая либо из девушек ходит по комнате, или холостой молодой человек и при последних словах подходит к кому из подруг невесты целует ее и садится на место, а та девушка снова ходит по комнате, и эта песня повторяется не сколько раз.

3-я.
Что на блюдечке катается
Словно сахар рассыпается
Не душа ли красна девица
На кого душа надеется
Я надеюся на Ваничку (имя жениха)
На мила дружка Иванушку
Знаю, знаю не покинет он меня,
Знаю, знаю не оставит он меня.
Он такой собой хорошенькой
Сертужек на нем коротенькой
Он и вьется увивается
Поцелуев дожидается!

При пении песни также ходит девушка по комнате, и подходит к кому-либо целует, и начинается снова.

4—я.
Во саду ли в огороде девушка гуляла
И по мысли она друга себе выбирала
Вдруг подходит она к другу
И берет за руку.

При этих словах девушка ходившая по комнате берет кого либо за руку и ходит по комнате, допевая песню:
Докажи милый услугу
Разгуляем скуку,
Рад бы душечка служить
Сердцем и душою,
Раиных танец я умею
Танцевать не смею
Разных танец протанцую
Я вас поцелую.

В это время целуются и снова ходит та девушка которую взяла первая за руку.

5-я.
Летел голубь летел сизый
Со голубошкою
Шел удалый молодец
С красной девушкою.
Позади идут товарищи высматривают,
Что высматривают, приговаривают:
Кабы эти ли цветы
В моем садике цвели
Кабы эта красна девица
За молодцем была
Я бы золотом усыпал
Жемчужном бы унизал
Я бы летом, я бы красным
Во колясочке катал
Я зимою холодною
В новых чопорных санях
В новых чопорных санях
На дворянских лошадях
На извощичке кафтанчик
Весилькового сукна
Весильковаго сукна
Петербургского шитья
Кладу голубя на ручку, не тряхнется
Переложит на другую, не шелохнется
Скажу шишь голубь долой
Полетай сизый домой.
Голубь сизый ворковал
Голубушку целовал
А голубка ворковала
Голубчика целовала.

6-я.
Что за горькая за доля идти за муж
невелят
Неужели парней мало, я сей час
мужа найду
По горенке проведу
Поцелую прочь пойду.

7-я.
Добрый молодец садочком идет
Разудалинькой зелениньким
Сертучок на нем чернеется
А манишечка белеется
Во правой руке тросточка
А во левой папиросочка
Он тросточкой помахивает
Со девицей разговаривает:
Здравствуй милая хорошая моя
Произошел я всей вселенной города
Не нашел я лучше краше тебя
Хоть и лучше и краше нашел,
Но желанья того в сердце моем нет
Подойду к тебе близешенька
Поцелуемся милешепька.

8-я.
Я по травке шла
По муравке шла
Клубок лент нашла
Клубок катится
Лента тянется
Клубок дале дале дале
Лента але але але
Вскочил зайка в сторону
Там река глубока
Река тиновая
Вода рябиновая
Там рябинушка часта.

9-я.
Заинька походи серинькой горенкой
Заинька топни серинькой ножкой
Заинька в ладоши серенькой, в ладоши
Заинька рви цветы серенькой, рви цветы
Заинька вей венки серенькой, вей венки
Заинька поцелуй серенькой, поцелуй.

10-й.
Я качу, качу золотым кольцом,
Золотым витым бриллиантовым
За колечушком, за брильянтовым
Я сама иду, я сама иду
За собой веду добра молодца
Я поставлю его среди горницы
Подойду к нему близехонько
Поцелую его милехоньхо.

Эти песни повторяются несколько раз, при каждой песне следуют поцелуи той особе которая ходит по комнате и сменяющей ее; в этих песнях участвуют и молодые люди, из мужчин, каждая песня повторяется до того времени когда обменяется компания взаимными поцелуями.

Накануне свадьбы у жениха и невесты бывают столы, называемые вечеринками, на вечеринки сзываются все родные, у жениха приглашается священник с причтом и женский их пол.

От жениха к невесте посылается дружка с поддружьем (Дружка выбирается женатый молодой родственник жениха бойкий, который должен знать все обряды свадебной процессии, а поддружье молодой мальчик.), они привозят невесте шкатулку в которой положены чиверики (башмаки), чулки, белилы, румяна, помада, духи, гребенка и проч. и отдельно в кулечке зеркало, обернутое белым полотенцем, это все отдает дружка матери невесты, потом садится за стол, ему подносят водки, первоначально отец, а потом мать невесты, а за ними все гости созванные на вечеринку.

Гостей бывает от 20 до 30 человек и более, дружка непременно должен выпить от каждого, одним словом желудок его поступает в полное распоряжение этой компании, поддружье угощают брагой и медом, по окончании угощения дружку с поддружьем дарят подарками заключающимися в жилетной материи, галстуках или носовых платках, и вручают ему сладкий пирог с ягодами, более с изюмом, и узорчато сплетенный разными фигурами или вензелевым именем жениха; в заключение его провожают за ворота все гости с низкими поклонами: возвратясь в дом жениха дружка отдает пирог и показывает подарки; стол кончается сладким пирогом привезенным от невесты, разрезается и делится каждому гостю.

У невесты вечеринка начинается по отъезде дружки, она сидит впереди в темном наряде и черном платке, у нее на вечеринке пируют подруги и родственники, в продолжении стола невеста неоднократно приподнявшись просит гостей.

На другой день священник с причтом обедают у жениха, после обеда вскоре жених с дружкой ездят звать родных на свадьбу, а также и с невестиной стороны сзывают своих родных, каждый родственник посылает к жениху, а родные невесты к ней каравай черного хлеба, когда соберутся родные к жениху, которые называются поезжане, дружка приглашает священника, во время подписи к обыску, дружка отправляется к невесте, с шубкой и известьем чтобы все было готово к принятию поезда; по отъезде дружки невесту благословляют родители, а также отец и мать крестные иконами и хлебом солью; невеста три поклона кладет в землю целует икону, хлеб-соль, родителей и принимает благословение, кланяясь родителям в ноги; невеста с воплями и причетами бросается на шею родителям, родным и подругам, каждому кланяется в ноги и беспрестанно плачет, чем отвечают ее родные и подруги, потом со всем одетую к венцу невесту сажают вперед на кошму (С давнего времени существует обычай сажать невесту и жениха непременно на кошму (эпанчу или войлок.) за стол накрытый скатертью, на столе положены хлеб, а на нем соль, и пирог, рядом с невестой садится ближайшая ее родственница, во все это время свечка теплится перед образами.

В тоже время благословляют к венцу жениха родители, отец и мать, крестные иконами и хлебом солью также как и невесту, по возвращении дружки священник с женихом и весь поезд отправляются к невесте в дом, все поезжане проходя из дверей и ворот дома и на перекрестках улиц крестятся; кортеж процессии: впереди идет дружка с поддружьем, а за ними попарно мужчины, позади священник с женихом и сваха на лошади (Если свадьба зажиточная, то весь поезд отправляется на лошадях, но если средней руки, то непременно и всегда сваха на лошади.) с пряником и брагой в кувшинах.

По прибытии поезда в дом невесты, жених садится рядом с нею, и гости (поезжане) за стол, сваха угощает привезенной ею брагой лиц находящихся в доме невесты ее родных, пряник привезенный свахою кладется на стол, с невестиной стороны угощают прибывших гостей (поезжан) водкой, брагой и проч.

Дружка жениха и невесту выводит из-за стола в отдельную комнату, где их обоих вместе благословляют родители невесты иконами; после чего священник, жених и невеста и весь поезд помолясь Богу отправляются в церковь; жених со свахой выводят невесту из комнаты; невеста раскланивается во все стороны, потом крестится и садится со свахой и своей родственницей в приготовленный экипаж, кортеж следует тем же порядком как и к невесте, но впереди дружка с поддружьем несут благословленные жениху и невесте иконы.

Мать невесты проводя поезд в церковь садится на то место где сидели жених с невестой, и как получит известие, что поезд прибыл в церковь, встает, из за стола и молится Богу, пирог который находился на столе разрезается и раздается нищим, тоже самое происходит и в доме у жениха.

У церковного подъезда жених невесту и сваху принимает из экипажа, их вводит священник в церковь, дружка становится с правой, сваха с левой стороны и поезжане с обеих сторон мужчины с правой а женщины с левой.

Во время бракосочетания родственник невесты отвозит в дом жениха приданное, которое отдает отцу и матери жениха с поклонами в ноги.

По совершении бракосочетания священник с крестом, дружка и поддружье с иконами, певчие и весь поезд сопровождают сочетавшихся в венцах и с горящими свечами, у ворот дома встречают их родители и родные, отец берет жениха, а мать невесту под руку вводят в комнату, в комнате священник снимает венцы, родители жениха благословляют новобрачных иконами и садятся все за стол; после приличного угощения духовенство и поезжане удаляются.

Новобрачную свахи уводят в особую комнату крутить голову, т.е. заплетают в две косы (Девицы до дня брака здесь заплетают одну косу, а по замужестве в две косы и уже не ходят с раскрытой головой.). Надевают на голову кокуй (кичку) и повойник (повойник в роде головного убора закрывающий косы) сверх повойника перевязывают шелковой косынкой, после этого обоих молодых сажают на стул, закрывают полотенцем с задней стороны и заставляют посмотреть в зеркало (Зеркало ставится то самое. Которое прислано от жениха на вечеринку.), сваха спрашивает кого каждый из них видел, они отвечают свои имена, потом сажают их за стол и угощают чаем и кушаньем (До этого времени брачующимся не дозволяется ни пить, ни есть хотя бы свадьба была в 7 часов вечера.), в тоже время дружка, отправляется с отвестьем в дом новобрачной и объясняет ее родителям о благополучном бракосочетании.

Вечером в доме новобрачного дается пир, который называется гордый стол, приглашаются все родственники молодой и родственники новобрачного; отец, мать, и молодой приходят со всеми своими родственниками; его встречают в воротах отец, мать, молодой и все на лицо родственники новобрачного; отец новобрачной вручает каравай черного хлеба и кланяется свату и свахе в ноги; затем гости входят в комнаты и садятся за столы, почетные места занимают отец с матерью новобрачной и ее родные (Места, где кому сесть уже заранее рассчитываются отцом молодой, и беда если не правильно или по ошибке кого посадят ниже другого лица, происходит большая ссора и очень часто на несколько годов, даже после такого случая друг к другу не ходят.); гордый стол начинается ужином (Чай бывает только в немногих зажиточных домах, а более вообще начинается прямо ужином.): перед началом ужина подносят сразу по три стакана водки, наливки или красного вина или меду кто что пьет, а потом подают кушанье, заключающееся в следующих блюдах.

1. Окорок (холодное).
2. Голова баранья (холодное).
3. Студень (холодное). 4. Похлебка горячая (из гусиных потрохов).
5. Плечо (жареное).
6. Середка (жареное).
7. Поросенок (жареное).
8. Гусь (жареное).
9. Пшенник (каша).
10. Сальник (каша).
11. Сладкий пирог.
12. Пряник.

Кушанья окорок и поросенок для гордого стола, а также свечи на столе украшаются фольгой или цветной бумаги обрезками; в промежутки каждого кушанья подносят по 2 раза и более водки, браги и проч.; порядок этих блюд хотя и на небогатой свадьбе, но соблюдается; за столом происходят церемонии следующие, когда подают середку (средина барана) молодой берет из нее почку разрезает на самые мельчайшие кусочки и раздает на вилке всем присутствующим, принимая кусочек почки каждый выпивает и заставляет целоваться; эта церемония продолжается очень долго, и особенно если гостей бывает много (человек до 60), когда подают гуся, новобрачные уходят из-за стола и переодеваются в другое платье, а также в это время из-за стола выхолят все и пирующие, потом садятся снова и доканчивают стол, если у кого физические силы слабы, то нет никакой возможности просидеть весь стол, который продолжается далеко за полночь.

На другой день с раннего утра собираются те же гости на похмелье, тут уже все пьяно, крик, шум, пляска, песни и всякого рода неописуемые безобразия; к половине дня приготовляется стол называемый завтрак; близкие родные новобрачной мужчины и женщины приезжают с завтраком из ее дома, привозят с собою жареную середку (баранину), брагу и сладкий квас, за завтраком угощаются водкой, закусывают, а из середки почка раздается молодым также как и за гордым столом.

После завтрака молодые дарят своих родственников платками, материями, жилетами, галстуками и проч., которые также в свою очередь отдаривают деньгами, а потом опьяневшие гости отправляются гулять по улицам с пением песен, и нередко катаются на лошадях маскированными во что пришлось.

Вечером в этот день молодой отправляется к теще на блины, которые разрезает он со всеми местными обычаями, после блинов подается яичница, которую тоже разрезает особенным принятым издавна манером; в заключение теща дает тарелку блинов, которую молодой отвозит своей супруге.

На третий или четвертый день брака, точно такой же бывает гордый стол у отца молодой, на этот стол также приходят гости и родственники с обеих сторон, и происходит такое пиршество как и на предыдущем; наутро после гордого стола опять похмелье в доме отца выданной дочери и опять на похмелье пьяно как было упоминаемо выше.

Надобно заметить при небогатой свадьбе водка на похмелье отпускается не в большем количестве (а часто и ничего), то собравшиеся гости делают складчину денег и тем непременно удовлетворяют свое желание быть в безобразном опьянении.

Этим последним похмельем кончается свадьба? Нет не совсем; кончается только у бедных, а у зажиточных бывает в первый воскресный день свадебный стол, похожий на гордый стол, но на него приглашаются только ближайшие и избранные родные, и пиршество на свадебном столе поблаговиднее нежели в гордом.

Я набросал только легкий очерк, но все подробности свадебного обряда нет возможности представить как они есть.

Свадебные обряды в слободе Мстере в сер. ХIX века
Прикрепления: 1030809.png(19Kb)
 
Форум » Поговорим о Мстёре » Праздники во Мстёре » Древние праздники Мстёры (исторические подробности)
Страница 1 из 11
Поиск:

Среда, 21.02.2018, 00:03
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта