Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [52]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 51
Главная » Статьи » Страницы истории

Топонимика Мстёры и её окрестностей
Топонимика — это наука о географических названиях той или иной местности. Она нам, в частности, многое рассказывает из того далекого прошлого, о ко­тором не сохранилось и не могло сохраниться в силу большой дав­ности, никаких письменных исто­рических свидетельств. Собирание топонимических сведений необыч­но увлекательное занятие. Эти сведения иногда выявляют нам прошлое с самой неожиданной стороны, рассказывают, как рань­ше жили люди, что они делали, каковы были их интересы. Топо­нимика содействует возникнове­нию научных гипотез, чаще всего приводящих к правильному реше­нию недоуменных  вопросов.
 
На фото: Слобода Мстёра,Большая Миллионная улица.Фото нач.ХХ века
 
 Проследим это на примере Мстёры и ее окрестностей. На­звание Мстёра происходит, ко­нечно, не от того, как некоторые совершенно ошибочно полагают, что здесь в прошлом жили раз­личные мастера. Оно идет от уг­ро-финского слова мстера, что значит топкое, низменное, боло­тистое место. В прошлом поселок назывался не Мстерой, а слобо­дой Богоявленской. Мстерой же называли теперешнюю речку Мстерку, действительно проте­кавшую через озера и болота. От этой же основы слова про­исходит и название заклязьминского поселка Моста и слова мост, мостить, мостовая, которые мы теперь уже считаем исконно русскими.Обратимся к другой группе на­званий в окрестностях Мстеры, Села  Барское Татарово или ина­че — Старое Татарово, Троицкое Татарово, деревни Бортниково, Раменье, Напалиха, урочище Пал.
Почему оба села Татаровых называются так, мы пока можем судить только по догадкам. Ви­димо, вслед за монголо-татар­ским нашествием в первой поло­вине XIII века, на месте Старого Татарова поселились ханские чи­новники — басхан, производившие сбор дани с порабощенных в то время жителей этого края. Но названия же Барское и Троицкое возникли  потомучто  Барское Татарово, как крепостное село, принадлежало барину-помещику, отсюда оно и Барское, а Троиц­кое Татарово вместе с селом Шустовым и двадцатью приле­гающими к ним деревнями при­надлежали Троицко-Сергиевскому монастырю. Об этом уже свиде­тельствуют   документы.
 
 Уместно здесь вспомнить, что «святые отцы», как и светские помещики, без зазрения совести владели «крещеной собственно­стью», которую приводили к по­корности и повиновению средст­вами не менее жестокими, чем крепостники-помещики. В селе сидел присланный из монастыря староста-монах и взимал поборы с крепостных крестьян, чаще все­го выколачивая их «правежом». За неуплату положенного кре­стьянина ставили на «правеж», «выправляя» с него недоимки следующим образом. Если это было зимой, «провинившегося» ставили на снег голыми ногами с засученными до колен штана­ми и били палками по голым ик­рам, «правили», вызывая тем самым страшную боль. А летом ставили на площади перед цер­ковной оградой голыми ногами на битый кирпич и держали в самую жару на солнечном при­пеке, не давая пить, а потом би­ли плетьми и голодного прико­вывали к столбу, а около стави­ли сторожа с дубинкой. Есть сведения, что эти крепостные владения монастырь получил в качестве вклада «на помин ду­ши» от одного из князей Ромадановского, которым тогда около Мстеры принадлежала, как ро­довая вотчина, вся округа в ра­диусе  10—15 верст. 

В нескольких километрах от Мстеры находится деревня Борт­никово — явный свидетель того, что в далеком прошлом жители края занимались бортничеством, то есть сбором в лесу меда ди­ких пчел. В прошлом бортниче­ство у славян, живших в лесных местностях, являлось одним из очень распространенных  занятий; оно давало значительный доход — мед шел на продажу и обмен в большом количестве и через Новгород в Европу и в восточ­ные страны большим волжским торговым путем за Каспийское море.

Интересно название деревни Раменье. В прошлом от Мстёры в сторону современной магистра­ли Москва—Горький стояли сплошные леса. Затем с заселе­нием края эти леса местами вы­рубались под пашни, среди ко­торых строились деревни. Такие места, где проводились вырубки леса, назывались раменью. Отсю­да и название деревни. В данном случае название деревни не гово­рит о том, какие здесь были вы­рублены леса — хвойные или лиственные. Иногда же в назва­ниях это указывается. Листвен­ные леса считались черными, хвойные — красными. И тогда об­разовывались названия Черная Рамень и Красная Рамень или коротко Чернораменье, Краснораменье. 

Названия Напалиха и урочище Пал свидетельствуют о способе ведения хозяйства русскими кре­стьянами в далеком прошлом. В те времена на Руси велось не­обычайно примитивное подсечное земледелие. Крестьяне, не умея удобрять земли, вырубали под пашню лес на определенном участке и жгли «палили» его, а затем на расчищенном месте не­сколько лет сеяли хлеб, пока земля не истощалась, после чего приступали к разработке нового участка, а старый забрасывали. Деревня Напалиха находится по соседству с Троицким Татаровым. Видимо, жители села в прошлом здесь выжигали лес и сеяли хлеб, а потом на этом месте «на палу», выросла деревня. Урочи­ще Пал не заселялось и поэтому за ним сохранилось его прямое название.

Так названия мест могут нам рассказать много интересного о далеком прошлом нашего края.

Газета «Маяк» , №194 1972 г.

Категория: Страницы истории | Дата: 21.01.2010 | Автор: К.Исаев
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 0.0/0 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Понедельник, 29.04.2024, 13:06
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0