Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [52]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 51
Главная » Статьи » Искусство Мстёры

Традиции мстёрской лаковой миниатюры в условиях современности
Среди русских народных художественных промыслов особое место
принадлежит лаковой миниатюрной живописи. Искусство русской ла-
ковой миниатюры известно во всем мире благодаря деятельности четы-
рех старинных промыслов: Федоскина, где в первой половине XIX века,
развивая традиции восточного и западно-европейского лакового искус-
ства, широко развернули работу мастерские Лукутиных и Вишняковых;
а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстёры и Холуя. В
последних трех селах миниатюрная живопись сформировалась как вид
искусства под давлением обстоятельств, поскольку в 1920-е годы мас-
тера-иконописцы вынуждены были искать новое применение своему
таланту.
 
Составляя единую семью русских художественных лаков, влияя
друг на друга, взаимообогащаясь, каждый из промыслов сохраняет яр-
кое индивидуальное лицо. Особое место занимает Мстёра благодаря
своей наиболее древней истории и живописной традиции. Расположен-
ная на крутом берегу реки Мстёрки, впадающей в реку Клязьму, Мстёра
принадлежит к древнейшим поселениям Владимирского края. Само
слово «Мстёра» означает черный ивняк или черное мелколесье. Эти
места когда-то были населены финно-угорскими племенами. Отсюда и
древнейшие названия заливов и речушек: Тара, Тюмба, Вемба и т.д.
Первые письменные свидетельства о Мстёре как о Богоявленской сло-
боде в семьдесят человек посадских принадлежат к 1628 году. Даль-
нейшие свидетельства говорят о быстром росте слободы, видимо, из-за
её местоположения на оживленном пути между Владимиром на Клязьме
через Оку и Нижним Новгородом на Волге. Был поставлен первый
храм, привезены византийские иконы.
 
Прошло не одно столетие, прежде чем стал складываться ориги-
нальный мстёрский иконописный стиль. Особое значение для мстёрско-
го иконописания имели традиции византийского искусства, преемника-
ми которых выступали владимиро-суздальские иконописцы. Мстёра
хранила основы древней культуры вплоть до конца XX века, во многом
благодаря старообрядцам. Владимиро-суздальская школа обладала сво-
ей особой исконно русской трактовкой образов и особой манерой живо-
писи без резких линий и ярких бликов – все тона гармонизировались,
образуя богатейший колорит.
 
Занятие иконописью в XVII веке в Богоявленском мужском мона-
стыре распространилось на всё мужское население слободы, став ос-
новным его делом. Образуются иконописные мастерские, часто потом-
ственные. Старообрядцы ценили и заказывали иконы «старого письма».
Это обстоятельство вызвало появление так называемых «стильных
икон», написанных в манере новгородской иконы XIV века, московской
XV–XVI вв., строгановской XVI–XVII вв. Мстёрские иконописцы мог-
ли отреставрировать любую старинную икону или роспись: А. Котягин
поновлял росписи в Ярославле, А. Брягин — «Троицу» А. Рублева и др.
Они преподавали иконописание в Москве (Н. Клыков), открывали там
же мастерские (Гурьянов, Дикарев, Чириков).
 
Мстёрские иконописцы придерживались неписанного правила:
создавать новое на основе старого. В изображение тех икон, которые
писали вне заказов, вносили много деталей, непредусмотренных кано-
ническими прорисями. Здесь можно было увидеть и реальный пейзаж, и
жанровые сцены. Такие иконы называли «себякинскими» письмами, т.е.
написанными от себя. Некоторые исследователи характеризуют их как
лубок, исполненный в иконописной манере. Например, в иконе «Рожде-
ство Христово» И. Фомичева «строгановские письма» XVII века (ми-
ниатюрная живопись на небольших досках) превращаются в орнамен-
тальное кружево «лещадок», характерный розово-голубоватый колорит
заменен охристо-коричневой гаммой. В иконе Н. Клыкова «Сергий Ра-
донежский в житии» по-строгановски трактована только фигура Сергия.
Фигура в полный рост изображена на голубом фоне с «далями» пейзажа
и архитектурными сооружениями. В изображении жития святого в
клеймах (16 штук) Клыков руководствовался собственной фантазией.
Фактически художник изображал пейзаж, который его окружал — бес-
крайние голубые дали поймы реки Клязьмы с множеством монастырей,
скитов, деревень. Колорит клейм — серебристый, мягкий.
 
После революции все живописцы оказались не у дел. В виду этих
обстоятельств мастера–иконописцы стали искать применение своему
таланту. Это был мучительный путь поисков. Только в 1923 году быв-
шие иконописцы смогли объединиться в артель древнерусской живопи-
си. Семь упорных художников фанатично продолжали искать новые
способы существования своего мастерства (Н.П. Клыков, А.И. Брягин,
А.Н. Куликов, А.Ф. Котягин, А.С. Сеньков, А.М. Меркурьев,
Е.В. Юрин). В это время палешанин И.И. Голиков успешно попробовал
писать на шкатулках из папье-маше, которые использовали федоскин-
ские художники. Во Мстёре под влиянием искусствоведа
А.В. Бакушинского Н.П. Клыков стал пробовать свою кисть на коро-
бочках из папье-маше. В первых же экспериментальных работах Клы-
кова и других основоположников прослеживается «себякинский стиль»,
основанный на строгановских письмах, столь любимых мастерами
Мстёры. Достаточно привести в качестве примеров работы: «Оседлаю
коня» Н.П. Клыкова (1928 г.), «Заседание» Е.В. Юрина (1931 г.). Пред-
принимались попытки выполнять миниатюру в духе «стильных» икон:
«На полднях» А.Ф. Котягина (1931 г.). Позже появились новые сюжеты
— сказки, праздники, трудовые будни, пейзаж, литературные мотивы
(Н.П. Клыков «Сбор яблок» (1936), А.И. Брягин «Битва» (1936);
И.Н. Морозов «Сказка о золотом петушке» (1946); И.А. Фомичев «В
мастерской А. Рублева» (1963). Все темы очень далеки от иконописи, но
мы-то видим в каждой работе элементы иконографии. Горки, лещадки,
драпировки, сказочная архитектура, деревья — все выполнено в декора-
тивном стиле, не похожем на реалистические трактовки лукутинских
шкатулок.
 
В 1932 году во Мстёре была открыта художественная профтехшко-
ла, где стали обучать традициям нового советского искусства. Миниа-
тюра в те годы шла по пути повествовательности. Все более усложня-
лись композиции, становились многоплановыми, более разнообразными
в колорите. В 50–60-х годах XX века лидерами были художники —
Н. Шишаков, Е. Зонина, В. Старкова, Л. Демидова, Н. Наумова. В 70-х
годах раскрыли свой талант художники следующего поколения
Л. Фомичев, В. Некосов, В. Фокеев, П. Сосин, В. Молодкин и др. В их
работах элементы действительности причудливым образом сочетаются
со сказочным вымыслом, умением вести занимательный рассказ. Тако-
вы шкатулки: «Микула Селянович» Л. Фомичева; «Свадьба в деревне»
В. Некосова; «Садко» В. Фокеева.
Политические перемены конца 80-х — начала 90-х годов XX века
позволили изменить взгляд на религию, начали восстанавливаться ко-
гда-то разгромленные храмы и монастыри. Иконописное искусство по-
степенно возвращалось к нам почти через век и входило в нашу жизнь,
но иначе, чем прежде. Мы приблизились к вере на небывало близкое
расстояние, и она раскрыла нам мощь духовных свершений, гармоний,
озарила нас Божественным светом благодати. Многие художники обра-
тились к иконе, соединяя старые секреты мастерства с новыми техноло-
гиями, знаниями и навыками. Это всего очевиднее в иконах таких ху-
дожников, как: В. Лебедев, В. Шишаков, П. Заец, А. Грачев, В.П. Фо-
кеев. В иконах А. Грачева «Андрей Первозванный», В.П. Фокеева «Вве-
дение во храм Пресвятой Богородицы», А.Г. Калиниченко «Святой Бла-
говерный князь Александр» и др. произошло соединение миниатюры и
иконографии в единое композиционное и цветовое целое, они больше
миниатюры, чем иконы. Таков обратный процесс от миниатюры к
иконе.
 
Многие художники обратились в лаковой миниатюре к библейским
сюжетам. Бытовые сцены на шкатулках существуют вместе с религиоз-
ными. Новые поиски в современной миниатюре образуют своеобразный
мостик между возвращающейся иконописью и миниатюрой. Особенно
проявил себя в этой тематике В.Н. Молодкин. Привлекает его цикл под
названием «Славяне» (крышка ларца), «Три радости», «Явление», а
также работы Д. Молодкина «Явление Пресвятой Троицы», «Благове-
щение в городке над рекой Клязьмой».
Возврат к культурным духовным ценностям, соединение двух вет-
вей развития живописи спровоцировало новый интерес к мстёрскому
искусству. После эпохи социалистического реализма художник получил
полную свободу в выборе тем и способов их раскрытия. Индивидуаль-
ное начало проявляется сегодня в лаковой живописи с особой силой.
Современный художник — человек со сложным мироощущением. Он
создает образы, соединяя реальность, фантастику, философию. Опира-
ясь на многовековую художественную систему древнерусской живопи-
си, художники обратили свои взоры на достояния мирового искусства,
по-новому открыли для себя великие имена и стили прошлого. Там они
нашли бездонный кладезь идей и вдохновения. Это нетрудно просле-
дить по недавней работе Д. Молодкина «День Святого Николая». Пей-
заж художник заимствовал у голландского художника XVI века Брейге-
ля Мужицкого («Охотники на снегу») и соединил его с элементами мо-
дерна начала XX столетия. Влияние модерна, сюрреализма, фэнтези и
иконописи звучит в работах А. Грачева «Что там?», «Тайна далеких га-
лактик», Д. Молодкина «Сказочный шкаф».
Поиски нового мы наблюдаем и на примере монументальной рабо-
ты А. Грачева «Память». Художник обратился к теме, которая прежде
считалась прерогативой искусства больших форм. Написанная на икон-
ной доске, она созвучна станковым картинам Д. Жилинского. Здесь ис-
торический сюжет изложен языком иконографии.
 
Традиционные для лаковой миниатюры сказочные сюжеты в наши
дни получили новое дыхание. Можно проследить как один и тот же сю-
жет, тема в разные эпохи звучат по-разному. Достаточно сравнить две
работы на тему «Сказки о золотом петушке» — А.С. Сенькова и
Д.В. Молодкина. В первом случае мы видим простой повествователь-
ный рассказ-иллюстрацию, во втором перед нами предстают философ-
ские раздумья о добре и зле.
Традиция — не шаблон, связывающий руки и чувства художника, а
наследие, овладев которым, художник обогащает своё творческое виде-
ние, создает новые образы. Новое произведение является синтезом тра-
диций и новаторства. Талантливый современный художник блестяще
владеет секретами мастерства в соединении с неистощимой фантазией и
внутренней раскрепощенностью.
 
В новых условиях в деле развития мстёрского искусства особая
роль отводится училищу. Не попасть под влияние новых направлений,
не изменить традициям под силу только сложившемуся художнику —
педагогу. Он должен, используя инновационные технологии преподава-
ния, развить творческий потенциал подростка, должен обучить основам
иконографии и мастерства миниатюрной живописи, чтобы выпускник
на основе этих познаний в современных условиях творческой свободы
двигался вперед.
 

И.И. Юдина.2006 г.

Мстёрское художественно-промышленное училище имени Ф.А. Модорова,
Владимирская область



Источник: http://art-education.ru
Категория: Искусство Мстёры | Дата: 16.04.2011 | Автор: И.И. Юдина
Просмотров: 3465 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 1
1 echekalov  
У меня к автору статьи есть предложение.
В статье много ссылок на произведения мстёрских авторов, а нельзя ли поместить и фотографии указываемых работ?

И в заключение об 'инновационных технологиях', лучше их во мстёрском искусстве не применять!


Четверг, 25.04.2024, 19:35
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0