Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [52]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 52
Главная » Статьи » Церковная жизнь Мстёры

Мстёрский Богоявленский Монастырь
Описания и первые упоминания о Мстёре относятся к нача­лу XVII века. В 1628 году в слободе существовало два монасты­ря: мужской во имя Богоявления Господня, а рядом, севернее мужского, женский во имя Иоанна Милостивого. Время возник­новения монастырей пока неизвестно. На их территории перво­начально располагались деревянные церкви. Можно полагать, что ограды и башни монастырей и другие постройки также были деревянными. Архитектурный облик мужского монастыря фор­мировали церкви Богоявленская, Иоанна Предтечи, Владимир­ская, колокольня на пять колоколов. Монастырь был ограждён деревянным забором. Комплекс женского монастыря составля­ли церкви Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита, а также колокольня с оградой.
 
На фото: Богоявленский монастырь. фото 2009 г.

Об архитектуре первоначальных сооружений мы не имеем никаких сведений. Со временем слобода расширялась, и облик её изменялся. На смену деревянной застройке пришли камен­ные сооружения. Так, деревянные церкви в мужском и женском монастырях в последствии были обречены на слом и замену их на каменные.

В 1683 году князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские обратились за разрешением к суздальскому ми­трополиту Иллариону построить новую церковь. В храмозданной  грамоте суздальского митрополита отмечалось: «И обещались они (братья - князья Ромодановские) построить новую каменную церковь во имя Богоявления один престол на старом церковном месте...» Далее митрополит оговаривает канонические условия строительства: новый храм должен быть построен в традици­ях древних храмов Владимира XII - XIII веков, предусмотреть три входные двери, алтарь круглый, перед алтарём три ступени. Строительство Богоявленского храма было завершено в 1687 году.

В храме князья устроили для себя усыпальницу. К 1844 году «в сей Богоявленской церкви, погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими креста­ми среброгазовыми».

Зодчие, опираясь на богатый опыт древних горододельцев, унаследовали некоторые приёмы древнерусской архитектуры и создали простыми средствами неповторимый и на редкость удачный по пропорциям образ. Много кровли, ярусы арочных по­ясов, карнизы придают объему легкость, а венчающие его глав­ки - изящность и живость силуэта. Западный вход подчеркнут стройной колоннадой, северный и южный - овальными, сфери­ческими формами.

В северо-западной части монастыря расположена тёплая каменная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Точное время её создания неизвестно. Основание церкви можно отнести к XV - XVI векам по признакам архитектурных элемен­тов, а также по устройству каменной кладки, которая состоит из крупных кирпичей и стен с толстыми дубовыми связями.

Церковь по размерам небольшая с четырёхскатной кровлей. Главка имеет луковичную форму, покрыта черепицей зелёно­го цвета. Гармоничное сочетание простых по форме объёмов, предельно скромное использование декоративных элементов на фасадах сооружения подтверждает мнение, что в памятни­ке использованы древние традиции русского зодчества. Это по­зволяет отнести Владимирскую церковь к разряду уникальных архитектурных сооружений.

Храмовым праздником являлось Богоявление Господне, 6 января (по старому стилю). Он отмечался с особым торжеством, проходила ярмарка. Во Владимирской церкви 21 мая (по старо­му стилю) - храмовый праздник - Сретение, также установлена ярмарка и крестный ход.

В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Первоначально она была шатровой (время построения неиз­вестно). В середине XIX века на её месте воздвигнута новая, которая сохранилась до наших дней. Колокольня представляет собой вытянутый вверх четырёхгранный столб с едва заметным переходом ярусов и членится крупными арками, что придает ей строгость и лёгкость. Венчающая часть состоит из купола и взметнувшегося над ним высокого шпиля. Внизу устроены глав­ные ворота. По обе стороны от ворот располагаются пристройки с небольшими башенками и высокими шпилями, которые допол­нительно обогащают силуэт колокольни. Приёмы композиции, использованные при её строительстве, встречаются довольно редко и представляют большую ценность.

Архитектурную композицию завершает каменная монастыр­ская ограда, украшенная башенками. В юго-восточной части ограды устроены ещё одни ворота - водяные. Через них осу­ществлялась связь с рекой Мстёркой.

В 1764 году монастыри были упразднены и церкви стали приходскими.

Особую страницу в истории монастырского ансамбля откры­вает XIX век, когда при Богоявленском храме 14 октября 1864 года по инициативе И. А. Голышева было создано Богоявленское православное братство. «Владимирские губернские ведомо­сти», а также «Владимирские епархиальные ведомости» на сво­их страницах регулярно информируют о деятельности братства:

1)  «25 мая 1869 года заложен придел к тёплому храму во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского», там же читаем, что «придел заложен на средства вязниковского купца первой гильдии мануфактур-советника Осипа Осиповича Сенькова».

2)  «6 ноября (1887 г.) в честь 200-летия освящения Богояв­ленского храма устроена часовня».

3) Приобретена хоругвь с изображением Александра Невско­го. «30 августа внесена в церковь, носится в крестных ходах».

4)  «В слободе Мстёре 22 июня 1867 года открыто женское училище, а 11 декабря - мужское. В училищах преподаванием занимается, окончивший курс семинарии, состоящий при брат­стве на архиерейских послушаниях Иван Успенский, а в руко­дельном классе жена делопроизводителя Александра Кузьмича Голышева безвозмездно. В училище имеется детей мужского пола 55, женского 59, а всего 114 человек».

5) «Древний Богоявленский храм, созданный в 1683 г. нахо­дился со времени его основания не украшенным стенописанием. Вновь избранный после смерти А. К. Голышева И. В. Зайцев цер­ковным старостой в конце 1880 г. приложил особые заботы по украшению храма. ...Им были приглашены мастера: живописцы села Боголюбова - Шорохов, села Палех - Сафонов, деревни Маланьина - крестьянин В. А. Салабанов, бывший мастером у Сафонова, затем в Троице-Сергиевой Лавре, работы его поль­зовались известностью. Сафонов назначил цену - 3500 р., ему предложено 2500, но Салабанов взялся за 1850 р. с прибавле­нием за особую работу в окнах 100 р., да в награду за добросовестное исполнение 100 р. ...Окончил работы в одно лето, ... вся работа произведена усердно и так хорошо, что лучшего и желать нечего».

Неутомимый исследователь, краевед - И. А. Голышев в 1865 году издаёт книгу «Богоявленская слобода Мстёра», где са­мым подробным образом описывает постройки монастыря, цер­ковную утварь; а в 1870 году вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. Таким образом, можно сделать вывод, что в XIX веке монастырю уделяется особое внимание: возводятся новые по­стройки, составляется и публикуется его подробное описание. Монастырь являлся центром духовной жизни мстерян, а так же культурным центром.

В XX веке, после Октябрьской революции, резко изменилось отношение к церкви и религии. Печальна судьба Богоявленско­го монастыря. Его главный храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Богоявленский храм превращен в музей церковной старины. В 1928 году музей получил статус краевед­ческого, с колокольни сняли колокола, закрыли кладбище, 7 мая 1929 года вскрыты гробницы Ромодановских. Владимирская цер­ковь являлась подсобным помещением музея, лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение. Краевед­ческий музей закрыли в 1954 году, а ценные экспонаты пополни­ли фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1959 году опустевшее здание сдано в аренду Мстёрскому сельпо под склад муки и 40 лет служило хранилищем.

Столетиями мстеряне создавали и берегли свою святыню. Красота храмов, звон колоколов наполняли души людей радос­тью, любовью, доброй верой в будущее. Поколениям XX века хватило лишь нескольких десятилетий, чтоб превратить жемчу­жину Мстёры в руины!

Начавшаяся в 80-е годы перестройка постепенно меняла со­знание людей. От разрушения делаются первые робкие шаги к созиданию. По решению Мстёрского поселкового Совета в 1989 году монастырь возвращён епархии.

24 сентября 1999 года в день празднования памяти препо­добного Силуана Афонского по благословению Архиепископа Евлогия благочинному Гороховецкого монастыря иеромонаху Илие было дано послушание на открытие Богоявленского монастыря. 1 ноября прихожанам объявлено о начале его функционирования. В начале оформилась община из 4 насельников, которые ютились в арендованном частном доме на улице Дзержинско­го. Только к апрелю 2000 года братия перешла на жительство в стены монастыря.

После реставрации внутренних помещений колокольни при­обретены были колокола в количестве 7 штук. 19 августа 2000 года их ме­лодичные звуки возвестили мстерянам о начале службы. Позд­нее специалистами из Москвы установлены колокола: 1 большой и 5 малых. Первый удар в большой колокол был сделан жерт­вователем на звонницу Владимиром Бычковым и настоятелем монастыря игуменом Илией 15 апреля 2001г.

Летом 2001 года успешно прошла реставрация часовни. Художники Мстёры - Андрей Георгиевич Грачев, Пётр Фёдоро­вич Заец и Владимир Анатольевич Лебедев оформили стены и потолок сюжетами, посвященными жизненному пути и деяниям Александра Невского. 12 сентября 2002 года состоялось тор­жественное открытие часовни. На службу прибыл Архиепископ Евлогий.

Так постепенно монастырь вновь поднимается из руин!

 

                                                                                                                  Альманах Вязниковского офени. Выпуск №9


Использованная литература:

1. Брылёв В. Ф. Формирование архитектурных доминант в облике Мстёры. - «Памятники истории и культуры». Ярославль, 1988.

2. Владимирские губернские ведомости. № 17, 1884 г.; № 26, 1868 г.; № 37, 1868 г.; № 23, 1869 г.; № 3, 1874 г.; № 22, 1875 г.;№ 15, 1876 г.; №47, 1881 г.; № 48, 1887 г.

3. Владимирские епархиальные ведомости. № 3, 1865 г.; № 23, 1865 г.; №№ 6, 7, 9, 10, 1868 г.

4. Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстёра. Владимир, 1865.

5. Мстёрский край. Сборник краеведческих материалов. Владимир, 1929.

6. Памятники истории и культуры Владимирской области. Владимир, 1986.

Категория: Церковная жизнь Мстёры | Дата: 30.01.2010 | Автор: С. И. Зеленцова
Просмотров: 3611 | Рейтинг: 0.0/0 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Среда, 08.05.2024, 13:01
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0