Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [6]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [9]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [47]
Страницы истории [21]
Искусство Мстёры [19]
Церковная жизнь Мстёры [15]
Страничка А.Р. Гаун [10]
Страничка В.Б.Вифлеемского [14]
Страничка В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 408
Главная » Статьи » Церковная жизнь Мстёры

Единоверие в слободе Мстёра вязниковского уезда
  Важной частью истории русского церковного раскола является единоверие. Его появление связано с деятельностью староверов-поповцев, стремившихся различными путями восстановить утерянную иерархию. Основатель Троицкой Никодимовой пустыни в Стародубье Никодим, принадлежавший к дьякову согласию, решил добиться этого, позаимствовав архиерея из господствующей церкви.

Для достижения этой цели он в 1783 г. подал прошение князю Потёмкину-Таврическому. Но в 1784 г. Никодим умер, и дело затянулось. Затем его передали митрополиту Московскому Платону, которым и были составлены «правила единоверия», утверждённые 27 октября 1800 г. Павлом I (1). В соответствии с этими правилами старообрядцы не получили себе особого епископа, а остались под властью епархиальных архиереев, но удерживали старину в обрядах и церковных книгах. Староверов, принявших «правила», стали называть единоверцами.

На фото: Сосновцев Андрей Иванович ( епископ Амвросий ) Мстёра Фото И.И. Щадрина 1923 г.

Появление единоверия в слободе Мстёра было обусловлено широким распространением старообрядчества в этих краях. Так, в 1768 г. во Мстёре только «записных раскольников» насчитывалось 202 человека.
В первой половине XIX в., во время пребывания во Мстёре Владимирского архиерея, старообрядцы преподнесли ему большой печатный пряник (а прянику на Руси с древности придавалось большое значение) и ходатайствовали об устройстве единоверческой церкви. Это ходатайство не было оставлено без внимания. В 1849 г. единоверцы слободы были причислены к Дубасовскому единоверческому приходу (2). Приходский священник посещал их изредка, так как жил за 80 вёрст. По его предложению был нанят особый дом, где он во время своих приездов совершал требы и устраивал общественные богослужения. Духовная консистория разрешила до постройки настоящего храма совершать всё это в частном доме. Там же был устроен иконостас.
Единоверческая церковь во Мстёре была построена в 1850 г. В 1854 г. её освятили во имя Живоначальной Троицы. Она деревянная, обшита тёсом, одноглавая; состоит из трёх объёмов — паперти, основного куба, пятигранной апсиды.
В третьей четверти XIX в. население Мстёры по вероисповеданиям распределилось таким образом: представителей официального православия — 1774 человека, единоверцев - 473, старообрядцев различных направлений - 373 (3). Таким образом, единоверческий приход составлял 18% от числа всех жителей слободы. После открытия во Мстёре самостоятельного прихода к церкви были определены священник, диакон и псаломщик, а приход отнесён к благочинию единоверческих церквей Владимирской епархии.

Вскоре единоверцы решили устроить ещё один храм — каменный. В 1866 г. было получено разрешение на его постройку. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. «Протекло четырнадцать лет, — писали „Владимирские губернские ведомости" в 1880 г., — и храм этот до сих пор внутри не отделан, хотя в среде прихожан единоверческой церкви есть не только зажиточные, но даже обладающие большими капиталами...» (4). Отделка храма была завершена в 1884 г. стараниями и крупными пожертвованиями старосты единоверческой церкви Ивана Егоровича Мумрикова. Он на свои средства устроил в храме каменный мозаичный пол, иконостас, который расписывали лучшие мстёрские мастера-иконописцы, окрасил стены внутри и снаружи (5). Церковь получила название Никольской. Над её притвором располагалась звонница. В 1900-1901 гг. на пожертвования И.Е.Мумрикова, Г.А.Клевакина, Е.И.Голышевой, Е.Ф.Козловой, Д.А.Панкратова, В.М.Кибирева, А.В.Панкратова, В.И.Мумрикова, Е.М.Фатьяновой, П.И.Козловой, И.В.Голышева к храму была пристроена паперть, к юго-западу от него построена часовня, а вокруг обоих церквей — каменная ограда с ажурными коваными решётками (6). При церквах находились дома для причта. В таком архитектурном решении единоверческий комплекс дошел до 1917 г.

На фото: Мумриков Иван Егорович. Нач. XX в.


8 сентября 1887 г. в слободе Мстёра была торжественно открыта единоверческая церковноприходская школа. «Хотя в настоящее время в слободе Мстёра существуют две одноклассные земские школы, мужская и женская, — сообщали „Владимирские епархиальные ведомости" в 1888 г., — но многие приверженцы старины опасаются отдавать в них, для обучения грамоте, своих детей на том основании, что здесь учат по книгам, исправленным при Никоне, вследствие этого дети их и остаются без всякого школьного просвещения» (7). Эта причина заставила И.Е.Мумрикова позаботиться об образовании детей старообрядцев и единоверцев. Он построил деревянное здание школы, снабдил её всеми принадлежностями, израсходовав более 800 рублей из своих личных средств. Учительствовать здесь начал его сын Пётр, проработавший в этой школе до 1916 г. В 1913 г. П.И.Мумриков был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди за учительские труды. Попечителем школы со дня её открытия стал сам И.Е.Мумриков. В 1897 г. в ней обучалось 30 учеников (8). В 1917 г. Мстёрская единоверческая церковноприходская школа передаётся в ведение уездного земства.
Историю единоверия во Мстёре, безусловно, дополняют сведения о деятельности людей, жизнь которых была так или иначе связана со слободой. Это, конечно, священники мстёрской единоверческой церкви (9).
Косаткин Александр - был священником во Мстёре в 60—70-х годы XIX в. В 1870 г. ему объявлена признательность и благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору денег на покупку нового колокола (10).
Ризположенский Виталий Порфирьевич. Окончил полный курс во Владимирской духовной семинарии. 28 августа 1878 г. назначен священником во Мстёру. 25 мая 1886 г. переведён в г.Шую к единоверческой церкви, а из Шуи 12 февраля 1896 г. - во Мстёру к единоверческой же церкви. Умер 10 февраля 1897 г. С 1878 по 1886 гг. был законоучителем в Мстёрском мужском училище. За усердие в службе и преподавание Закона Божия ему неоднократно объявлялись благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского, а в 1882 г. он был награждён набедренником.

Скрипкин Афанасий - служил псаломщиком в Никольской единоверческой церкви в Москве. 7 мая 1886 г. переведён во Мстёру и определён священником к единоверческой церкви. В 1895 г. был награждён набедренником. 12 февраля 1896 г. переведён в Шуйский единоверческий женский монастырь.

На фото: Мстёра. Никольская единоверческая церковь. 2006 год. Фото В.В.Борисова.

Сокольский Дмитрий Иванович - окончил Владимирскую духовную семинарию со званием студента. С 1892 г. был священником в с.Григорьеве Меленковского уезда. 13 февраля 1897 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. В 1912-1916 гг. был законоучителем в Мстёрском женском училище. Также исполнял должности наблюдателя за Мстёрской народной библиотекой-читальней и заведующего единоверческой церков-ноприходской школой. В 1901 г. за полезные труды по наблюдению за строительством церковных построек (паперть, часовня, ограда, дом псаломщика) ему было объявлено благословение. В 1905 г. был назначен благочинным второго вязниковского благочнннического округа. За свою деятельность награждён: в 1902 г. - скуфьей, в 1908 г. —камилавкой, в 1913 г. - наперсным крестом. 11 июня 1916 г. переведён из Мстёры к Вязниковскому Благовещенскому женскому монастырю.
Павлычев Александр - был священником с.Соколова Нижегородской губернии. 13 октября 1916 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. С 1916 г. преподавал Закон Божий во Мстёрской единоверческой церковноприходской школе.
Сосновцев Андрей Иванович (епископ Амвросий) - родился в 1868 г. В начале XX в. был священником в г.Бугуруслан Самарской губернии, перед революцией - настоятелем Казанской единоверческой церкви в Самаре. В 1918 г. рукоположен в единоверческого епископа Мстёрского, викария Владимирской епархии. В 1926 г. арестован. Сослан в Туркестан. Вернулся во Мстёру больным. Умер в 1928 г. (11).
Немаловажную роль в жизни общины играли старосты мстёрской единоверческой церкви.
Крестьянинов Яков Андреевич — крестьянин слободы Мстёра. Был старостой в 60—70-х годах XIX в. В 1870 г. ему была объявлена признательность и благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского за труды по покупке нового колокола для единоверческой церкви.

Мумриков Иван Егорович - крестьянин слободы Мстёра, вязниковский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин. В разное время он имел во Мстёре различные производства: иконописную мастерскую, фольгопрокатную фабрику, паровую мельницу. Был старостой с 1878 г. Как уже упоминалось выше, И.Е.Мумриков на свои средства отделал Никольский храм, возобновил все иконы в главном иконостасе и поставил новый иконостас в трапезной Троицкой церкви, пожертвовал много предметов церковной утвари, затратив 2175 рублей. За это ему была объявлена благодарность епархиального начальства и благословение св. Синода. За постройку единоверческой школы Владимирское братство св. Александра Невского изъявляет И.Е.Мумрикову признательность. В 1902 г. за пожертвования в пользу единоверческой церкви ему объявлено благословение архиепископа Владимирского и Суздальского. 20 декабря 1900 г. вязниковский 2-й гильдии купец И.Е.Мумриков награждён званием потомственного почётного гражданина за заслуги по духовному ведомству (12). Это было главной наградой за его полезные труды.

На фото: Мстёра. Троицкая единоверческая церковь (1850 г.). Общий вид. 15 июня 2009 года. Фото В.В.Борисова.

Крестьянинов Василий Семёнович - крестьянин слободы Мстёра, владелец меднопрокатной и фольговой фабрики. Был старостой в начале XX в. За пожертвования в пользу церкви в 1911 г. ему было объявлено архипастырское благословение.После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкую и Никольскую церкви постигла та же участь, что и многие другие православные храмы: они были закрыты, их здания использовались для разных хозяйственных нужд без надлежащего за ними ухода, что и привело к аварийному их состоянию в настоящее время. До наших дней сохранились дома для причта. В своё время они были реквизированы и отданы под квартиры.

                                                                                                                                                                    Борисов В.

Материал опубликован в журнале "Старообрядчество: история,культура,современность",выпуск 8, 2000 г.Москва.

Фотографии Никольской церкви можно посмотреть здесь

Фотографии Троицкой церкви можно посмотреть здесь


ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мельников П.И. Очерки поповщины // Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочине¬ний. СПб.,1909. Т.7. С.145.
2. Дела Владимирского губернского правления, поступившие в архив Владимирской учёной архи¬вной комиссии // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кл.З. Владимир, 1901. С.47.
3. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра// Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып.4. Владимир, 1865. С.6
4. Владимирские губернские ведомости. 1880. №5.
5. Владимирские епархиальные ведомости (далее -ВЕВ). 1884. №8. Часть неофициальная. С.248-249.
6. ВЕВ.1902. №8. Часть официальная. С. 135-136.
7. ВЕВ. 1888. №3.
8. Добронравов В. Историко-статистическое опи¬сание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.5. Владимир, 1898. С.360.
9. Все назначения, переводы, награждения свя¬щенников извлечены из официальной части "Владимирских епархиальных ведомостей" за разные годы.
10. ВЕВ. 1870. №6. Часть официальная. С.244.
11. Васищев Ю. Епископ Мстёрский Амвросий // Маяк (Вязники). 1999. № 14.
12. ВЕВ. 1901. №4. Часть официальная. С.З17.



Категория: Церковная жизнь Мстёры | Дата: 23.07.2009 | Автор: Борисов В.
Просмотров: 3445 | Рейтинг: 0.0/0 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Пятница, 14.12.2018, 05:05
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0