Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 326
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Страница 5 из 6«123456»
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » деревни (список)
деревни
GFUV-7357Дата: Суббота, 08.04.2017, 19:36 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2737
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
На территории уезда в1859 году насчитывалось более 540 поселений (сёл, погостов, деревень), причём более 340 из них находилось в пределах первого стана. Самыми крупными селениями здесь были слобода Мстёра (307 дворов и 2615 жителей), Никологоры (117 дворов и 811 жителей), Сарыево (104 двора и 691 житель). Во втором стане выделялись слобода Холуй (345 дворов и 2176 жителей), Палех (279 дворов и 1280 жителей), Красное (107 дворов и 585 жителей).

источник: А.В. Лебедев "История Вязниковского края"


Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.
 
GFUV-7357Дата: Суббота, 08.04.2017, 19:46 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2737
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
Полный список деревень и сел Вязниковского уезда с разбивкой их на владельческие - удельные - казенные. Напротив названия деревни стоит номер дела, в котором их искать.

Вязниковский уезд. Список деревень и сел. Ревизские сказки.


Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.

Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Суббота, 08.04.2017, 19:49
 
GFUV-7357Дата: Суббота, 08.04.2017, 21:04 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2737
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Располагался на части территорий современных Вязниковского, Ковровского, Гороховецкого и Селивановского районов Владимирской области, Южского и Палехского районов Ивановской области.

Вязниковский уезд в современной сетке районов

Прикрепления: 8361302.png(121Kb)


Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.
 
GFUV-7357Дата: Воскресенье, 09.04.2017, 18:23 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2737
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Октябрьская-2 (бывший Холуй)

Туристическая карта, 1956 год.



Холуй, д., Холуйский сельсовет, решение № 496 от 14.07.1960. Переименована в д. Октябрьская.
Прикрепления: 8526696.jpg(123Kb)


Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.

Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Воскресенье, 09.04.2017, 18:52
 
GFUV-7357Дата: Пятница, 14.04.2017, 21:06 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2737
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
Согласно данным последней Всероссийской переписи 2010 года, только за последнее десятилетие сельское население нашей страны сократилось более чем на миллион человек. И происходит это не только из-за естественной убыли, но и вследствие продолжающейся миграции – переселение селян в города не прекращается.
Все наоборот
Более того, за последние годы немало прежних поселков городского типа сменили свой статус на сельские населенные пункты, что несколько смягчило неутешительную статистику, но лишь формально. А процесс сокращения сельского населения в нашей стране не прекращается уже почти целое столетие. И Владимирский регион тут не является исключением.По переписи 1897 года во Владимирской губернии численность городского населения составляла 12,6 % от общего значения. К 1926 году этот показатель вырос до 20 %. Сейчас он достиг почти 79 %. И если число горожан выросло более чем в 6 раз, то, соответственно, сельское население примерно настолько же сократилось.Если, скажем, на рубеже XIX-XX веков в Коврове проживало 14,5 тысячи человек, то всего в Ковровском уезде -почти 110 тысяч. Сейчас же население города оружейников составляет 148 тысяч, а в Ковровском районе проживают 30 тысяч человек (причем более трети – в поселках городского типа). То есть налицо примерно обратная пропорция.
Разоряли враги и свои
Правда, стоит отметить, что деревни исчезали во Владимирском крае отнюдь не только во времена СССР. Первый массовый «исход» из селений историки отмечают здесь в годы Великой Смуты начала XVII столетия, когда польская интервенция и гражданская война привели к разорению и уничтожению десятков сел и деревень во Владимирском и Суздальском уездах. Например, село Нестерово Суздальской округи, один из центров вотчины князей Кривоборских, известное своей чудотворной иконой Божией Матери, перестало существовать как раз около 1610 года.Позже селения пропадали обычно вследствие опустошительных пожаров. Часто после подобных бедствий жители перебирались в соседние деревни. Так в Ковровском уезде в конце царствования Екатерины II огненная стихия целиком уничтожила деревню Шишкино неподалеку от Коврова. Больше этот населенный пункт не восстанавливался.Следующим ударом по деревням стала отмена крепостного права. Множество селений, которые поддерживались наличием в них помещичьих усадеб, перестали существовать. К примеру, сельцо Бороткино на Клязьме неподалеку от Мстеры, принадлежавшее известному поэту, другу и современнику Пушкина Дмитрию Ознобишину, уже в конце 1860-х гг. попросту исчезло.Революции 1905 и 1917 годов нанесли последний удар бывшим барским резиденциям. По большей части их спалили и разорили до основания, и даже жившие рядом с усадьбами крестьяне обычно предпочитали покинуть «проклятое место». Так случилось с селом Михалково в Камешковском районе (рядом с железнодорожной платформой Карякинская), которое велосвою историю с 1490-х годов, – оно исчезло.
Трагедия «неперспективных»
Но самые большие потери деревни понесли после того, как в 1974 году советские колхозники получили, наконец, паспорта, которые горожане к тому времени имели давным-давно. С той поры ограничений на переезд в города больше не существовало. Более того, именно тогда началась кампания по фактическому уничтожению «неперспективных» деревень, ставшая следствием установки «сверху» на укрупнение колхозов и совхозов и массовое переселение селян на так называемые центральные усадьбы.Именно тогда запустели сотни деревень Владимирской области. Порой вокруг пресловутой центральной усадьбы на много километров вокруг образовывалась безлюдная зона. Например, если прежде в приходе села Нового Судогодского уезда находилось 6 деревень, то теперь из них осталась лишь одна, да и та на грани уничтожения.Вокруг села Пантелеево прежней Вязниковской округи, ставшего центром колхоза «Искра Ленина», из 12 окрестных деревень до наших дней выжили лишь 3, причем практически все они сгинули во внешне благополучные 70-е.В селе Данилово Ковровского района до Великой Отечественной войны проживало более 200 человек. Прежде это был волостной центр с храмом, несколькими магазинами, школой и даже усадьбой господ Языковых. Сегодня от этого села не осталось ничего, лишь остатки бывшего кладбища. Окончательно Данилово уничтожили на рубеже 60 – 70-х гг. прошлого века, причем даже оставшийся пустырь старательно перепахали тракторами.
Потери последних десятилетий
Однако процесс исчезновения деревень вовсе не закончился вбрежневские времена. Смутные 90-е, когда многие прежние колхозы и совхозы развалились, стали временем новых потерь. Характерен пример села Петровского того же Ковровского района. Прежде это было одно из самых крупных сел бывшего Суздальского уезда, центр вотчин князей Ромодановских. Затем там существовало отделение колхоза «Искра», ставшее в 1980-е годы основой подсобного хозяйства Ковровского экскаваторного завода. Заводчане выстроили в Петровском новый свинокомплекс, провели туда асфальтированную дорогу, создали необходимую инфраструктуру. Даже горячая вода была! Но после того как прежний флагман экскаваторостроения залихорадило, подсобное хозяйство, ставшее к тому же из-за паритета цен на энергоресурсы и сельхозпродукцию нерентабельным, упразднили. Миллионные капиталовложения были выброшены на ветер!В течение нескольких лет ушлые сограждане разорили в Петровском все, что только можно, даже разобрав на кирпич стены всех строений. Последние местные жители сбежали оттуда еще раньше. Сегодня от процветающего села, которое существовало всего-то каких-нибудь 15 лет назад, не осталось ничего! Лишь остатки фундаментов, руины старой церкви и зарастающая дорога, ведущая в никуда.Примерно такова же судьба старинного судогодского села Милиново.Кажется, совсем недавно в нем проживало более 150 человек, действовали клуб, школа, магазин, почта, отделение колхоза «Новая жизнь». Но удаленность от центра, плохая дорога и развал сельского хозяйства сделали и это село призраком. Сегодня там еще стоят полтора десятка домов, а также ветшающие общественные строения. Но житель в селе остался лишь один – пенсионер Виктор Щикунов, по иронии судьбы не коренной милиновец, а перебравшийся туда из города как раз в ту пору, когда селяне стали массово выезжать. Даже дачников в Милиново практически нет. И лишь Виктор Иванович пока не дает селу окончательно умереть.Ситуация, когда в селе или деревне живет один-единственный человек, сегодня не редкость. Например, в деревне Бабиковке Ковровского района последней жительницей стала пенсионерка Евгения Петрова. Когда-то в ее ведении находилось 1200 гектаров пашни и сенокоса, 8 ферм и более 100 человек – сразу несколько бригад животноводов, полеводов и механизаторов. В деревне кипела жизнь. Теперь же лишь летом там появляется несколько дачников, а на все остальное время баба Женя, как называют старушку знакомые, оставалась ангелом-хранителем вымирающей деревни.
А дни здесь тихие…
В деревне Плохово на границе Ковровского и Вязниковского районов когда-то проживало почти 200 человек. Теперь там осталось всего лишь пара жилых домов, в которых коротают свой век последние жители-пенсионеры. Любовь Мельцаева – одна из тех, кто не дает окончательно запустеть старинному селению. Раньше держала коз и поросят, но теперь на подворье остались лишь куры и гуси. А еще вокруг покосившегося дома много цветов.– Хорошо у нас, тихо, – улыбается Любовь Николаевна. – Постороннего человека здесь порой неделями не видишь. Природа вокруг изумительная, рядом лес, грибы, ягоды. Когда отсюда попадаю в город, то это совсем иной мир, из которого хочется как можно быстрее уехать обратно. Конечно, чтобы жить здесь – привычка нужна, трудностей и неудобств хватает. Но мы как раз люди привычные…Трудностей, действительно, много. Два километра временами совершенно непроезжей дороги, по которой приходится месить грязь до соседнего села, куда два раза в неделю приезжает автолавка. Стационарного телефона нет, а сотовый ловит сеть с трудом и лишь в отдельных местах. Чтобы пополнить счет, надо ехать в город за 50 километров. Электричество часто «вырубают» на несколько суток. До остановки автобуса, который ходит 3 раза в неделю, 4 километра пешком. Воды в колодцах все меньше: старые приходят в ветхость, а новые копать уже некому. В засуху колодцы порой пересыхают совсем. Тогда за те же две версты надо возить (или носить, как получится) воду из того же соседнего села. В таких условиях даже при всех природных красотах мало кто выдержит. Правда, тишина и покой там действительно редкостные…
Села-призраки
А вот не менее историческое вязниковское село Спас-Шелутино уже умерло. Издалека кажется, что оно все еще существует. Там сохранилось почти два десятка домов, которые составляют целую улицу. Но когда подходишь ближе, с удивлением и даже с какой-то невольной жутью видишь, что все строения брошенные!Крепкие избы, в окнах которых сохранились стекла, с русскими печками и даже с оградами и надворными строениями пусты. Внутри – остатки немудреной крестьянской утвари, дешевая мебель, посуда, старые фото на стенах, письма и открытки далеких времен, книги, школьные учебники и тетрадки.
И никого вокруг! Село словно Летучий Голландец, заблудившийся в бесконечных перипетиях нашего безумного времени.Схожую картину можно наблюдать в селе Нарма Гусь-Хрустального района. Там и сегодня стоит огромный, даже до конца не разоренный храм, пустая больница, несколько брошенных домов, по бывшей улице выстроились фонарные столбы без проводов. Асфальт выводит на сельскую площадь. И никого! Лишь фигуры ангелов у амвона храма в полумраке выплывают призрачными тенями безвозвратно канувшего прошлого.Потомки бывших селян так быстро забывают свои корни, что, скажем, вместо исторического села Ковергино всего в десятке километрах восточнее Владимира даже на подробных картах значится некое фантастическое «урочище Гвардино» – вопиющий пример «испорченного телефона» и безграмотности.
Реинкарнация почивших
Впрочем, случается и своего рода реинкарнации, хотя это скорее исключение из правил. Некоторые умершие деревни и села воскресают вновь, но совсем в ином качестве. Например, в Вязниковском районе в деревне Мокрово, находящейся на нижегородском шоссе, в 90-е стали строить кафе, автостоянки и АЗС. Сегодня такого населенного пункта официально нет, но фактически там действуют сразу несколько объектов придорожного сервиса. «Мы в Мокро-во работаем!» – говорят мужички из соседних деревень. А водители, видя населенный пункт, на всякий случай притормаживают, хотя названия «Мокрово» на белом фоне там нет уже более десятка лет.Исчезнувшее село Акиншино на речке Таре возродилось в качестве Свято-Казанского скита Мстерского монастыря. Теперь там восстановлена бывшая сельская церковь, возведено более двух десятков зданий – кельи, трапезная и хозяйственные постройки, сооружена капитальная купальня, территория вокруг которой – образец благоустройства. Теперь братия намеревается устроить в бывшее Акиншино асфальтированную дорогу, хотя и без нее поток паломников и туристов туда растет год от года.А в селе Рожново Суздальского района теперь действует известное предприятие по розливу минеральной воды – природные источники там бьют уже несколько веков. Однако название сохранилось лишь на этикетках, так как села уже фактически нет. Остались лишь руины сельской церкви да несколько дач неподалеку.В целом же отсутствие работы на селе, отсутствие инфраструктуры, в том числе школ и больниц (нынешний курс на их укрупнение еще больше усугубляет проблему), бытовые неудобства, отвратительные дороги – вот главные причины, по которым просуществовавшие несколько веков деревни продолжают тихо и незаметно исчезать. И по большей части это потери необратимые, вместе с которыми мы утрачиваем историю, самобытность и традиции своей малой родины.

Николай Фролов

Призыв


Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.

Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Пятница, 14.04.2017, 21:11
 
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » деревни (список)
Страница 5 из 6«123456»
Поиск:

Вторник, 30.05.2017, 10:17
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта