Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 23
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 15 из 15
  • «
  • 1
  • 2
  • 13
  • 14
  • 15
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Деревни (Список)
Деревни
GFUV-7357Дата: Среда, 15.06.2022, 15:33 | Сообщение # 71
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Старт конкурса «Самая красивая деревня 2022» дал Александр Авдеев.

https://www.prizyv.ru/2022....-avdeev
 
КатюшкаДата: Четверг, 07.07.2022, 09:31 | Сообщение # 72
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 117
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
Иваново-Спасское – село, ставшее призраком.

К числу полностью уничтоженных и уже достаточно прочно забытых старинных вязниковских сел относится село Иваново-Спасское, располагавшееся на возвышенном левом берегу речки Тары. По данным дореволюционной статистики, оно находилось в 22 верстах к северо-западу от города Вязники и в 100 верстах к востоку от губернского города Владимира.

Когда-то там в красивом живописном месте стоял каменный храм с колокольней и два десятка изб с многочисленными хозяйственными постройками. А теперь лишь старые деревья, несколько лет установленный памятный металлический крест и мелкие обломки красного кирпича напоминают о том, что в этом месте в течение многих веков жили люди.

Село Иваново существовало еще в XVI столетии, а, скорее всего, и ранее. Оно возникло в пределах Стародубского княжества и после его распада на уделы оказалось в числе вотчин князей Ромодановских- Стародубских. С начала XVII века селом Ивановым владел боярин и воевода князь Григорий Петрович Ромодановский, сражавшийся со шведами и поляками и занимавший немало высоких постов на государевой службе. После его кончины в 1628 году село Иваново тогда Суздальского уезда Стародубского стана с окрестными деревнями досталось его сыну князю Василию Красному Григорьевичу Ромодановскому. Как и отец, он занимал важнейшие посты на ратной и придворной службе, был воеводой в Пскове, Новгороде и Астрахани (где фактически присоединил Калмыкию к России), получил боярство и возглавлял  Пушкарский приказ.

В. Г. Ромодановский умер в 1671 году, оставив единственного сына стольника князя Степана Васильевича Ромодановского, славившегося ученостью и любовью к книгам. Однако в 1680 году 19-летний стольник скончался, оставив единственную дочь княжну Марфу Степановну Ромодановскую.

В следующем 1681 году княжна вышла замуж за ближнего стольника князя Бориса Михайловича Черкасского, дальнего потомка правителей Кабарды, позже лейб-гвардии капитана. В итоге село Иваново унаследовал их сын князь Петр Борисович Черкасский, генерал-аншеф и кавалер, служивший московским губернатором при императрице Елизавете Петровне. Он был женат на дочери графа Петра Матвеевича Апраксина — графине Екатерине Петровне. Их дочь княжна Мария Петровна Черкасская вышла замуж за отставного секунд-майора Конной гвардии князя Александра Алексеевича Шаховского, из старинного рода потомков удельных князей  Ярославских.

В 1770-е гг. по Генеральному межеванию, проведенному по указу императрицы Екатерины II, село Иваново, Спасское тож, на правом берегу безымянного оврага, значилось имением сыновей умершего в 1770 году А. А. Шаховского князей Алексея, Петра, Михаила и Бориса Александровичей Шаховских. В 1778 году Иваново-Спасское вошло в новообразованный Вязниковский уезд Владимирской  губернии.

По шестой ревизской переписи 1811 года село Иваново, Спасское тож, Вязниковского уезда значилось за отставным майором 55-летним князем Борисом Александровичем Шаховским, причем тогда в этом селении насчитывалось 58 крестьян мужского пола и 24 мужского пола дворовых людей — слуг при княжеской усадьбе. Женское население в той переписи не учитывалось, но очевидно, общая численность населения Иванова с учетом церковного причта в ту пору превышала 180 человек.

Князь Борис Шаховской, по женской линии прямой потомок князей Ромодановских-Стародубских, скончался в 1827 году, после чего Иваново-Спасское купил богатый помещик Владимирской и Ярославской губерний коллежский асессор Павел Степанович Лупандин. Он владел этим имением до своей кончины в 1850 году, а при его наследниках в 1861 году крепостное право было  отменено, и ивановские крестьяне господ Лупандиных получили вольную.

В ту пору в селе Иваново- Спасское значилось 20 дворов, в которых проживали 122 человека. Господской усадьбы в ту пору там уже не было. Очевидно, после кончины князя Бориса Шаховского эту усадьбу упразднили, так как П. С. Лупандин обычно жительствовал в Ростовском уезде Ярославской губернии, а в своем вязниковском имении  бывал лишь наездами.

С давних пор в Иваново существовала деревянная Спасо- Преображенская церковь, по наименованию которой село получило свое второе название Спасское. Так в окладных книгах Патриаршего казенного приказа в 1628 году упоминается «Церковь Преображенье Спасово в селе Иваново в вотчине боярина князи Григория Петровича Ромодановского». Последний по времени деревянный храм в Спасском Иванове сгорел, подожженный молнией во время грозы в Ульянин день 5 июля 1845 года, причем от жара растопился висевший на звоннице колокол в 51 пуд (более 835 кг), и погиб верхний ряд образов иконостаса, которые прихожане не успели спасти. Убыток от пожара тогда был оценен в 700 рублей  серебром или в 2450 рублей  ассигнациями.

Сразу же после пожара началось ивановцы, помимо сельского хозяйства занимавшиеся офенским промыслом и имевшие немалые капиталы, решили возвести каменный храм в прежнее именование. По всей видимости, помог деньгами и местный помещик Павел Лупандин. В том же 1845 году была освящена трапезная новой церкви с теплым (отапливаемым) приделом в честь Толгской иконы Божией Матери, а в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) был освящен новопостроенный кирпичный храм во имя Преображения Господня. Почти все образа в иконостас летнего храма были перенесены из сгоревшей деревянной церкви. Придел в честь Толгской иконы Божией Матери из Ярославля, скорее всего, тоже был устроен по инициативе ярославского и одновременно ивановского помещика Павла Лупандина. Престольные образа были в серебряных вызолоченных ризах. В 1907 году храм был обнесен кирпичной оградой.

Из числа настоятелей ивановского Спасского храма заслуживают упоминания иерей Николай Михайлович Осиповский — племянник известного математика и астронома профессора Тимофея Федоровича Осиповского, а также священник Иван Петрович Скипетров, при котором был возведен каменный храм. Отец Тимофей священствовал в Иванове-Спасском более полувека — с 1834 года до самой кончины в апреле 1885 года.

К 1905 году в Иваново-Спасское (или как его еще называли Спас-Иваново) Мстерской волости Вязниковского уезда насчитывалось 17 дворов и 71 житель, а в 1916-м, накануне революционных потрясений — 18 дворов и 96 жителей: 46 мужского и 50 женского пола.

После революции в Иваново- Спасское и соседнем селе Акиньшино был создан колхоз «Трудовик». Однако удаленность от торных дорог и местных административных центров привели к тому, что оба села попали в число «неперспективных» деревень. Акиньшино официально упразднили в 1983 году, вероятно, примерно тогда же ликвидировали и старинное село Иваново. Закрытую еще до войны Спасскую церковь там снесли в 1950 году — разобрали на кирпич, который понадобился для колхозных построек. Впрочем, что построили — неизвестно, а храм — памятник старины уничтожили безвозвратно.

Сегодня на месте варварски уничтоженной церкви лишь поросшие травой и березками бугры, из которых в нескольких местах торчат фрагменты металлических балок и видны обломки красного кирпича. Рядом сохранился один-единственный резной белокаменный памятник из снесенного находившегося с храмом сельского кладбища. Рядом установленный в 2015 году металлический крест в память об исчезнувших селе и храме. От подворий и дорог там не осталось даже следа.

Неподалеку огромный дуб, которому уже более двух веков, близ которого остатки старинного колодца, обложенного диким камнем. Рядом старые клены, вязы и тополя, яблони и заросли сирени — тоже напоминание о посадивших их ивановцах. И лишь обозначение «урочище Спас-Иваново» на современных топографических и спутниковых картах напоминает о навсегда исчезнувшем селе, которое стало призраком.

автор: Николай Фролов

Добавлено (01.09.2022, 12:22)
---------------------------------------------
МИХАИЛ ВЕРИЖНИК И ЕГО ОБИТЕЛЬ

На левом лесистом берегу реки Клязьмы между Мстерой и Ковровом находится село с необычным и каким-то даже ласковым названием — Пустынка. С одной стороны её окружают две реки и их многочисленные старицы, а с другой — вековой сосновый бор. Место живописнейшее, хотя попасть туда можно, лишь преодолев три версты по грунтовой и в летнюю пору часто сырой и порядком разбитой дороге. Но помимо красот природы имя этого села напоминает об его уже почти легендарном прошлом, так как нынешняя Пустынка — не что иное, как сокращенное старое название Михайлова пустынь. Именно так назывался мужской монастырь, основанный старцем Михаилом Верижником в далеком XIV веке, в пору тяжкого ордынского ига и бесконечной борьбы за стольный град Владимир на Клязьме среди враждовавших между собой русских князей.

Документальных свидетельств о Михайловой пустыни сохранилось немного. Частые татарские, а потом еще и литовские набеги, междоусобные войны, а спустя почти три века польское нашествие уничтожили почти все грамоты и большую часть летописей того далекого времени. Старец Михаил, подвижник второй половины XIII — первой трети XIV столетий, жил едва ли не в самое трудное время, когда после Батыева разорения погибли десятки монастырей и сотни храмов, и Владимиро-Суздальская земля по нескольку десятилетий не имела своего православного архиерея.
 
 
Считается, что Михаил Верижник (это прозвание старец получил из-за ношения вериг — тяжелых железных оков, которые постоянно носил для смирения плоти, что почиталось христианским подвигом) скончался в 1333 году. Будущему великому подвижнику Сергию Радонежскому тогда исполнилось лишь 12 лет; Евфимию Суздальскому, основателю Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, было лишь 17. Даже епископ Суздальский Даниил I, возведенный в этот сан в 1330 году после того, как Суздальская епархия в течение 31 года не имела своего архипастыря, и тот являлся лишь младшим современником инока Михаила.

Существует легенда, что с Михаилом Верижником был знаком архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который в 1330 году основал Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Иноку Дионисию тогда исполнилось 30 лет, он был ровесником XIV века. Несомненно, что для него старец Михаил, как минимум вдвое старше, являлся духовным наставником и авторитетом. По преданию, старец, искавший уединения в лесных дебрях за Клязьмой, благословил молодого собрата на духовный подвиг. Позже Дионисий станет митрополитом Киевским и всея Руси и обретет венец мученика, взятый в плен литовцами и окончивший свои дни в темнице.

Очевидно, что Михаила Верижника можно причислить к тем духовным деятелям, которые положили самый тяжкий, первый и потому позже почти незаметный камень в дело возрождения Руси в качестве великой православной державы. Именно поэтому память о простом монахе, покинувшем этот мир уже почти семь веков назад, жива до сих пор. Точное место его погребения неизвестно. По одной из версий он покоится под фундаментом храма нынешней Пустынки. По другой праведник похоронен в селе Станки неподалеку от Вязников, где когда-то находился давно упраздненный Успенский монастырь, поэтому в некоторых источниках Михаил Верижник именуется Михаилом Вязниковским. Краеведы высказывали предположения, что иноков с именем Михаил было два: один погребен в Пустынке, а в Станках — другой. Однако в Станках никаких свидетельств о пребывании там инока не сохранилось, а существование Михайловой пустыни — Пустынки — факт вполне наглядный.

Впрочем, не исключено, что Михаил Верижник был связан сразу с обеими обителями — Михайловой пустынью и Успенским монастырем в Станках. К примеру, преподобный Сергий Радонежский помимо Троицкого монастыря, который теперь носит его имя, основал и еще несколько обителей, в том числе Георгиевский монастырь напротив вязниковского Перово на левобережье Клязьмы.

В старину все строения Михайловой пустыни были деревянными. Несколько раз их уничтожали пожары, но иноки все отстраивали заново. В монастыре имелось три деревянных храма — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и самый главный соборный храм в честь Сретения Господня, по названию которого обитель именовали Сретенской Михайловой пустынью. Имена ее настоятелей известны лишь с начала XVIII столетия. Это строитель (монашеский чин ниже игумена) Александр, возглавлявший пустынь в 1710-е годы, и иеромонах Герасим, служивший там уже в 1730-е.

В 1764 году императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных имений, которые отбирались в казну. Тогда же было упразднено и множество небольших и небогатых монастырей. Годом ранее в 1763-м Михайлова пустынь претерпела страшное бедствие. Во время сильнейшего пожара сгорела практически вся обитель вместе с храмами и иноческими кельями. Поэтому и оказался монастырь в числе тех, которые подлежали немедленному закрытию.
Однако жители окрестных деревень, привыкшие видеть в пустыни местную святыню и почитая память старца Михайлы, обратились к властям с просьбой за свой счет восстановить сгоревшие церкви. Такое дозволение им было дано, но с условием, что храмы станут обычными приходскими, а монашеского житья при них не дозволялось. В 1773 году в упраздненной Михайловой пустыни (так официально она стала именоваться в документах) были заново построены деревянный Владимирский и каменный Предтечинский храмы. Но простояли они недолго. Новый пожар спустя четверть века повредил и эти постройки.

В 1806-1808 гг. по инициативе ктитора Григория Яковлева из местных крестьян на средства прихожан на месте старых церквей был построен каменный пятиглавый Владимирский храм с высокой трехъярусной колокольней и с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Позже там появился еще один придел — Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с каменными оградой, святыми вратами, часовней и домом священника храмовый комплекс образовал собой подобие прежней обители. В качестве главной святыни там бережно хранилась старинная икона Владимирской Божией Матери, чудесным образом оставшаяся невредимой во время всех пожаров, в том числе и самого страшного в 1763 году.

Вплоть до начала 1920-х гг. Михайлова пустынь, фактически к тому времени ставшая селом, была центром местной округи. В престольный праздник в июне там проходили ярмарки, почти рядом с церковной оградой шел оживленный почтовый тракт из Вязников в Шую, а неподалеку на Клязьме действовала паромная переправа. В 1913 году Михайлову пустынь посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), ныне причисленный к лику святых.

После того, как при новой власти начались гонения на Церковь, бывшая обитель Михаила Верижника получила последний и самый сильный удар. Решением местного райисполкома от 18 августа 1935 года храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе был закрыт и разорен. Судьба его древнего престольного образа, уцелевшего, как верили прихожане, со времен Михаила Верижника, до сих пор неизвестна. А дабы лучше стереть память о поруганной святыне, Михайлову пустынь официально переиначили в Пустынку.

Паромную переправу через Клязьму близ Пустынки упразднили в конце 1960-х гг., хотя на картах до сих пор значится на самом деле уже почти несуществующее старое шоссе, проходившее рядом с Владимирской церковью Михайловой пустыни. Несмотря на то, что многие прежде закрытые храмы сегодня уже восстановлены, в сравнительно труднодоступном и малонаселенном селении кирпичное церковное здание и сегодня пустует, купола и ограда снесены, священнический дом приспособлен под жилье, а часовня — под частный сарай. До сих пор бытуют неправдоподобные рассказы о якобы спрятанных монахами в Пустынке кладах, село является притягательным местом для туристов, любителей рыбной ловли и популярного нынче геокэкшинга. А вокруг до сих пор высятся старые сосны — ровесницы разоренной церкви.

Говорят, что заблудившиеся грибники или рыбаки иногда встречали в лесных дебрях седобородого старца, который молча показывал им верное направление своим посохом. Так помогает Михайло Верижник — небесный покровитель вязниковской и ковровской земли.

автор: Николай Фролов


Хочешь быть непохожим нa других - оставайся самим собой.
 
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Деревни (Список)
  • Страница 15 из 15
  • «
  • 1
  • 2
  • 13
  • 14
  • 15
Поиск:

Понедельник, 26.09.2022, 15:37
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!