Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 51
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Деревни (Список)
Деревни
GFUV-7357Дата: Среда, 15.06.2022, 15:33 | Сообщение # 71
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Старт конкурса «Самая красивая деревня 2022» дал Александр Авдеев.

https://www.prizyv.ru/2022....-avdeev
 
КатюшкаДата: Четверг, 07.07.2022, 09:31 | Сообщение # 72
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 131
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
Иваново-Спасское – село, ставшее призраком.

К числу полностью уничтоженных и уже достаточно прочно забытых старинных вязниковских сел относится село Иваново-Спасское, располагавшееся на возвышенном левом берегу речки Тары. По данным дореволюционной статистики, оно находилось в 22 верстах к северо-западу от города Вязники и в 100 верстах к востоку от губернского города Владимира.

Когда-то там в красивом живописном месте стоял каменный храм с колокольней и два десятка изб с многочисленными хозяйственными постройками. А теперь лишь старые деревья, несколько лет установленный памятный металлический крест и мелкие обломки красного кирпича напоминают о том, что в этом месте в течение многих веков жили люди.

Село Иваново существовало еще в XVI столетии, а, скорее всего, и ранее. Оно возникло в пределах Стародубского княжества и после его распада на уделы оказалось в числе вотчин князей Ромодановских- Стародубских. С начала XVII века селом Ивановым владел боярин и воевода князь Григорий Петрович Ромодановский, сражавшийся со шведами и поляками и занимавший немало высоких постов на государевой службе. После его кончины в 1628 году село Иваново тогда Суздальского уезда Стародубского стана с окрестными деревнями досталось его сыну князю Василию Красному Григорьевичу Ромодановскому. Как и отец, он занимал важнейшие посты на ратной и придворной службе, был воеводой в Пскове, Новгороде и Астрахани (где фактически присоединил Калмыкию к России), получил боярство и возглавлял  Пушкарский приказ.

В. Г. Ромодановский умер в 1671 году, оставив единственного сына стольника князя Степана Васильевича Ромодановского, славившегося ученостью и любовью к книгам. Однако в 1680 году 19-летний стольник скончался, оставив единственную дочь княжну Марфу Степановну Ромодановскую.

В следующем 1681 году княжна вышла замуж за ближнего стольника князя Бориса Михайловича Черкасского, дальнего потомка правителей Кабарды, позже лейб-гвардии капитана. В итоге село Иваново унаследовал их сын князь Петр Борисович Черкасский, генерал-аншеф и кавалер, служивший московским губернатором при императрице Елизавете Петровне. Он был женат на дочери графа Петра Матвеевича Апраксина — графине Екатерине Петровне. Их дочь княжна Мария Петровна Черкасская вышла замуж за отставного секунд-майора Конной гвардии князя Александра Алексеевича Шаховского, из старинного рода потомков удельных князей  Ярославских.

В 1770-е гг. по Генеральному межеванию, проведенному по указу императрицы Екатерины II, село Иваново, Спасское тож, на правом берегу безымянного оврага, значилось имением сыновей умершего в 1770 году А. А. Шаховского князей Алексея, Петра, Михаила и Бориса Александровичей Шаховских. В 1778 году Иваново-Спасское вошло в новообразованный Вязниковский уезд Владимирской  губернии.

По шестой ревизской переписи 1811 года село Иваново, Спасское тож, Вязниковского уезда значилось за отставным майором 55-летним князем Борисом Александровичем Шаховским, причем тогда в этом селении насчитывалось 58 крестьян мужского пола и 24 мужского пола дворовых людей — слуг при княжеской усадьбе. Женское население в той переписи не учитывалось, но очевидно, общая численность населения Иванова с учетом церковного причта в ту пору превышала 180 человек.

Князь Борис Шаховской, по женской линии прямой потомок князей Ромодановских-Стародубских, скончался в 1827 году, после чего Иваново-Спасское купил богатый помещик Владимирской и Ярославской губерний коллежский асессор Павел Степанович Лупандин. Он владел этим имением до своей кончины в 1850 году, а при его наследниках в 1861 году крепостное право было  отменено, и ивановские крестьяне господ Лупандиных получили вольную.

В ту пору в селе Иваново- Спасское значилось 20 дворов, в которых проживали 122 человека. Господской усадьбы в ту пору там уже не было. Очевидно, после кончины князя Бориса Шаховского эту усадьбу упразднили, так как П. С. Лупандин обычно жительствовал в Ростовском уезде Ярославской губернии, а в своем вязниковском имении  бывал лишь наездами.

С давних пор в Иваново существовала деревянная Спасо- Преображенская церковь, по наименованию которой село получило свое второе название Спасское. Так в окладных книгах Патриаршего казенного приказа в 1628 году упоминается «Церковь Преображенье Спасово в селе Иваново в вотчине боярина князи Григория Петровича Ромодановского». Последний по времени деревянный храм в Спасском Иванове сгорел, подожженный молнией во время грозы в Ульянин день 5 июля 1845 года, причем от жара растопился висевший на звоннице колокол в 51 пуд (более 835 кг), и погиб верхний ряд образов иконостаса, которые прихожане не успели спасти. Убыток от пожара тогда был оценен в 700 рублей  серебром или в 2450 рублей  ассигнациями.

Сразу же после пожара началось ивановцы, помимо сельского хозяйства занимавшиеся офенским промыслом и имевшие немалые капиталы, решили возвести каменный храм в прежнее именование. По всей видимости, помог деньгами и местный помещик Павел Лупандин. В том же 1845 году была освящена трапезная новой церкви с теплым (отапливаемым) приделом в честь Толгской иконы Божией Матери, а в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) был освящен новопостроенный кирпичный храм во имя Преображения Господня. Почти все образа в иконостас летнего храма были перенесены из сгоревшей деревянной церкви. Придел в честь Толгской иконы Божией Матери из Ярославля, скорее всего, тоже был устроен по инициативе ярославского и одновременно ивановского помещика Павла Лупандина. Престольные образа были в серебряных вызолоченных ризах. В 1907 году храм был обнесен кирпичной оградой.

Из числа настоятелей ивановского Спасского храма заслуживают упоминания иерей Николай Михайлович Осиповский — племянник известного математика и астронома профессора Тимофея Федоровича Осиповского, а также священник Иван Петрович Скипетров, при котором был возведен каменный храм. Отец Тимофей священствовал в Иванове-Спасском более полувека — с 1834 года до самой кончины в апреле 1885 года.

К 1905 году в Иваново-Спасское (или как его еще называли Спас-Иваново) Мстерской волости Вязниковского уезда насчитывалось 17 дворов и 71 житель, а в 1916-м, накануне революционных потрясений — 18 дворов и 96 жителей: 46 мужского и 50 женского пола.

После революции в Иваново- Спасское и соседнем селе Акиньшино был создан колхоз «Трудовик». Однако удаленность от торных дорог и местных административных центров привели к тому, что оба села попали в число «неперспективных» деревень. Акиньшино официально упразднили в 1983 году, вероятно, примерно тогда же ликвидировали и старинное село Иваново. Закрытую еще до войны Спасскую церковь там снесли в 1950 году — разобрали на кирпич, который понадобился для колхозных построек. Впрочем, что построили — неизвестно, а храм — памятник старины уничтожили безвозвратно.

Сегодня на месте варварски уничтоженной церкви лишь поросшие травой и березками бугры, из которых в нескольких местах торчат фрагменты металлических балок и видны обломки красного кирпича. Рядом сохранился один-единственный резной белокаменный памятник из снесенного находившегося с храмом сельского кладбища. Рядом установленный в 2015 году металлический крест в память об исчезнувших селе и храме. От подворий и дорог там не осталось даже следа.

Неподалеку огромный дуб, которому уже более двух веков, близ которого остатки старинного колодца, обложенного диким камнем. Рядом старые клены, вязы и тополя, яблони и заросли сирени — тоже напоминание о посадивших их ивановцах. И лишь обозначение «урочище Спас-Иваново» на современных топографических и спутниковых картах напоминает о навсегда исчезнувшем селе, которое стало призраком.

автор: Николай Фролов

Добавлено (01.09.2022, 12:22)
---------------------------------------------
МИХАИЛ ВЕРИЖНИК И ЕГО ОБИТЕЛЬ

На левом лесистом берегу реки Клязьмы между Мстерой и Ковровом находится село с необычным и каким-то даже ласковым названием — Пустынка. С одной стороны её окружают две реки и их многочисленные старицы, а с другой — вековой сосновый бор. Место живописнейшее, хотя попасть туда можно, лишь преодолев три версты по грунтовой и в летнюю пору часто сырой и порядком разбитой дороге. Но помимо красот природы имя этого села напоминает об его уже почти легендарном прошлом, так как нынешняя Пустынка — не что иное, как сокращенное старое название Михайлова пустынь. Именно так назывался мужской монастырь, основанный старцем Михаилом Верижником в далеком XIV веке, в пору тяжкого ордынского ига и бесконечной борьбы за стольный град Владимир на Клязьме среди враждовавших между собой русских князей.

Документальных свидетельств о Михайловой пустыни сохранилось немного. Частые татарские, а потом еще и литовские набеги, междоусобные войны, а спустя почти три века польское нашествие уничтожили почти все грамоты и большую часть летописей того далекого времени. Старец Михаил, подвижник второй половины XIII — первой трети XIV столетий, жил едва ли не в самое трудное время, когда после Батыева разорения погибли десятки монастырей и сотни храмов, и Владимиро-Суздальская земля по нескольку десятилетий не имела своего православного архиерея.
 
 
Считается, что Михаил Верижник (это прозвание старец получил из-за ношения вериг — тяжелых железных оков, которые постоянно носил для смирения плоти, что почиталось христианским подвигом) скончался в 1333 году. Будущему великому подвижнику Сергию Радонежскому тогда исполнилось лишь 12 лет; Евфимию Суздальскому, основателю Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, было лишь 17. Даже епископ Суздальский Даниил I, возведенный в этот сан в 1330 году после того, как Суздальская епархия в течение 31 года не имела своего архипастыря, и тот являлся лишь младшим современником инока Михаила.

Существует легенда, что с Михаилом Верижником был знаком архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который в 1330 году основал Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Иноку Дионисию тогда исполнилось 30 лет, он был ровесником XIV века. Несомненно, что для него старец Михаил, как минимум вдвое старше, являлся духовным наставником и авторитетом. По преданию, старец, искавший уединения в лесных дебрях за Клязьмой, благословил молодого собрата на духовный подвиг. Позже Дионисий станет митрополитом Киевским и всея Руси и обретет венец мученика, взятый в плен литовцами и окончивший свои дни в темнице.

Очевидно, что Михаила Верижника можно причислить к тем духовным деятелям, которые положили самый тяжкий, первый и потому позже почти незаметный камень в дело возрождения Руси в качестве великой православной державы. Именно поэтому память о простом монахе, покинувшем этот мир уже почти семь веков назад, жива до сих пор. Точное место его погребения неизвестно. По одной из версий он покоится под фундаментом храма нынешней Пустынки. По другой праведник похоронен в селе Станки неподалеку от Вязников, где когда-то находился давно упраздненный Успенский монастырь, поэтому в некоторых источниках Михаил Верижник именуется Михаилом Вязниковским. Краеведы высказывали предположения, что иноков с именем Михаил было два: один погребен в Пустынке, а в Станках — другой. Однако в Станках никаких свидетельств о пребывании там инока не сохранилось, а существование Михайловой пустыни — Пустынки — факт вполне наглядный.

Впрочем, не исключено, что Михаил Верижник был связан сразу с обеими обителями — Михайловой пустынью и Успенским монастырем в Станках. К примеру, преподобный Сергий Радонежский помимо Троицкого монастыря, который теперь носит его имя, основал и еще несколько обителей, в том числе Георгиевский монастырь напротив вязниковского Перово на левобережье Клязьмы.

В старину все строения Михайловой пустыни были деревянными. Несколько раз их уничтожали пожары, но иноки все отстраивали заново. В монастыре имелось три деревянных храма — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и самый главный соборный храм в честь Сретения Господня, по названию которого обитель именовали Сретенской Михайловой пустынью. Имена ее настоятелей известны лишь с начала XVIII столетия. Это строитель (монашеский чин ниже игумена) Александр, возглавлявший пустынь в 1710-е годы, и иеромонах Герасим, служивший там уже в 1730-е.

В 1764 году императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных имений, которые отбирались в казну. Тогда же было упразднено и множество небольших и небогатых монастырей. Годом ранее в 1763-м Михайлова пустынь претерпела страшное бедствие. Во время сильнейшего пожара сгорела практически вся обитель вместе с храмами и иноческими кельями. Поэтому и оказался монастырь в числе тех, которые подлежали немедленному закрытию.
Однако жители окрестных деревень, привыкшие видеть в пустыни местную святыню и почитая память старца Михайлы, обратились к властям с просьбой за свой счет восстановить сгоревшие церкви. Такое дозволение им было дано, но с условием, что храмы станут обычными приходскими, а монашеского житья при них не дозволялось. В 1773 году в упраздненной Михайловой пустыни (так официально она стала именоваться в документах) были заново построены деревянный Владимирский и каменный Предтечинский храмы. Но простояли они недолго. Новый пожар спустя четверть века повредил и эти постройки.

В 1806-1808 гг. по инициативе ктитора Григория Яковлева из местных крестьян на средства прихожан на месте старых церквей был построен каменный пятиглавый Владимирский храм с высокой трехъярусной колокольней и с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Позже там появился еще один придел — Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с каменными оградой, святыми вратами, часовней и домом священника храмовый комплекс образовал собой подобие прежней обители. В качестве главной святыни там бережно хранилась старинная икона Владимирской Божией Матери, чудесным образом оставшаяся невредимой во время всех пожаров, в том числе и самого страшного в 1763 году.

Вплоть до начала 1920-х гг. Михайлова пустынь, фактически к тому времени ставшая селом, была центром местной округи. В престольный праздник в июне там проходили ярмарки, почти рядом с церковной оградой шел оживленный почтовый тракт из Вязников в Шую, а неподалеку на Клязьме действовала паромная переправа. В 1913 году Михайлову пустынь посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), ныне причисленный к лику святых.

После того, как при новой власти начались гонения на Церковь, бывшая обитель Михаила Верижника получила последний и самый сильный удар. Решением местного райисполкома от 18 августа 1935 года храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе был закрыт и разорен. Судьба его древнего престольного образа, уцелевшего, как верили прихожане, со времен Михаила Верижника, до сих пор неизвестна. А дабы лучше стереть память о поруганной святыне, Михайлову пустынь официально переиначили в Пустынку.

Паромную переправу через Клязьму близ Пустынки упразднили в конце 1960-х гг., хотя на картах до сих пор значится на самом деле уже почти несуществующее старое шоссе, проходившее рядом с Владимирской церковью Михайловой пустыни. Несмотря на то, что многие прежде закрытые храмы сегодня уже восстановлены, в сравнительно труднодоступном и малонаселенном селении кирпичное церковное здание и сегодня пустует, купола и ограда снесены, священнический дом приспособлен под жилье, а часовня — под частный сарай. До сих пор бытуют неправдоподобные рассказы о якобы спрятанных монахами в Пустынке кладах, село является притягательным местом для туристов, любителей рыбной ловли и популярного нынче геокэкшинга. А вокруг до сих пор высятся старые сосны — ровесницы разоренной церкви.

Говорят, что заблудившиеся грибники или рыбаки иногда встречали в лесных дебрях седобородого старца, который молча показывал им верное направление своим посохом. Так помогает Михайло Верижник — небесный покровитель вязниковской и ковровской земли.

автор: Николай Фролов


Хочешь быть непохожим нa других - оставайся самим собой.
 
ЛакинДата: Среда, 07.12.2022, 15:35 | Сообщение # 73
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Список населённых пунктов Вязниковского района

207 Успенский Погост

Храм вновь обрёл голос.

Светлое и радостное событие. В вязниковской деревне Успенский Погост спустя более 100 лет вновь раздался колокольный звон. Ансамбль колоколов появился в Свято-Троицком храме благодаря активным жителям и неравнодушным меценатам.



Успение Пресвятой Богородицы – сам по себе важный праздник для православных верующих. Для жителей Успенского Погоста и соседних деревень этот день был особенно запоминающимся. Утром над местным Свято-Троицким храмом зазвенели колокола.
Благодатный звук летел по улицам, полям и лесам. Перезвон был слышен далеко окрест. Мелодия глубоко трогала душу. И даже сложно представить, насколько важным был этот момент для прихожан.

— Больше века прошло с тех пор, когда здесь последний раз был слышен звон. Теперь храм снова обрёл голос, — говорит жительница деревни Октябрьская Эмма Волкова. – Этому предшествовала очень трогательная для меня, как для прихожанки, история. Так случилось, что на здании нашей церкви образовалась трещина. Мы обратились за помощью к людям через интернет. Очень удивились, что средства стали поступать из самых разных уголков России. Когда начали ремонт фундамента, вдруг обнаружили под ним мощи. Батюшка отслужил панихиду, мощи были преданы земле. А на следующий день к нам пришли замечательные люди, которые преподнесли церкви колокола как щедрый дар от чистого сердца.

Благотворителями выступили Алексей и Юлия Герасимовы, потомки купца Ивана Алексеевича Пашенина, который был последним владельцем имения Ждановка. Меценаты приобрели колокола. Сначала их освятил епископ Муромский и Вязниковский Нил с собором священников. Затем конструкции с помощью специализированной техники подняли на колокольню. Так что к празднику Успения Пресвятой Богородицы всё было готово.

В назначенный час поздравить земляков приехали глава администрации района Игорь Зинин и руководитель администрации муниципального образования Паустовское Денис Фунтов. В храме прошла литургия. Затем прихожан ждали крестный ход и праздничный обед. Неравнодушные земляки подарили приходу ещё одну икону. Жители и гости не сдерживали радостных эмоций.

— В деревне восстанавливать храмы очень тяжело. Низкий поклон всем, кто участвует в большом и крайне важном деле, — делится прихожанка Светлана Сяченова. – Это дорогого стоит.

Колокольня храма была возведена в 1860 году. По словам Дениса Фунтова, документы свидетельствуют о том, что колокола отсюда демонтировали в 1920-м. Позднее церковь была закрыта. В разные годы в храме хранили и зерно, и сельскохозяйственные удобрения. Восстановление обители началось около 20 лет назад, когда сюда приехал молодой священник отец Николай. К делу подключились активные селяне. Прежде всего, жительницы Успенского Погоста. Они убирались на территории комплекса, выносили из-за алтаря грязь и удобрения. Чистили, штукатурили, красили… Кто-то и не думал, что когда-нибудь услышит здесь звон колоколов. А вот довелось…

— Сегодня просто замечательный день, — признаётся прихожанка Валентина Мазанова. — Пусть звенят колокола на всю округу, пусть приносят радость в сердца прихожан Свято-Троицкого храма. Всем Многая Лета, здоровья, счастья, благополучия и божьей благодати. Спасибо и священнику отцу Николаю. Он – настоящий подвижник, сжившийся с нашим приходом.

Колокольный звон в Успенском Погосте подтверждает: дорогу осилит идущий. Путь по восстановлению всего храма сложен, тернист и далеко ещё не завершён. Но прихожане двигаются вперёд. С верой и любовью в сердце.

автор: Никита Ефимов
Прикрепления: 1847469.jpg (249.8 Kb)
 
ЛакинДата: Воскресенье, 26.03.2023, 16:55 | Сообщение # 74
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Врата в Костин угол.

GFUV-7357, ссылка не работает. 

Напомним, 12 сентября, на следующий день после губернаторских выборов депутат Госдумы от «Единой России» Григорий Аникеев закрыл сетевое издание «Призыв ТВ», региональный медиа-брэнд со 100-летней историей. Свое решение бизнесмен публично никак не объяснял.

https://zebra-tv.ru/novosti....esyatsa

Врата в Костин угол.
 
Из старинного села Сарыево Вязниковского района, когда-то известного своими помещиками — графами и князьями, а потом — популярными у туристов «сарыевскими горами», в северо-восточном направлении уходит дорога. Она ведёт сначала полем, а потом мимо сельского погоста, прямо через вековой сосновый бор. Примерно две версты спустя, могучие сосны неожиданно расступаются. Впереди, рядом с разлившейся у плотины Тарой, видна высоченная — выше пятиэтажки — насыпь Горьковской железной дороги. Даже сегодня поражает размах строительства этой магистрали, сооруженной на рубеже 1850-х – 1860-х годов без какой-либо тяжелой техники, при помощи одних лишь лопат и тачек.

Предки не скупились

Но ещё больше впечатляет туннель в этой гигантской насыпи, проходящий под линией железной дороги. Он тоже сработан на века. Выложенный тщательно пригнанными красными кирпичами, образующими огромный свод, старый туннель сегодня запросто выдерживает вибрацию от тяжелых и длинных грузовых составов, стремительно пролетающих скоростных пассажирских поездов. И это притом, что о подобном подвижном составе проектировщики,  строители железной дороги и туннеля не могли прочитать даже в популярных романах Жюля Верна.



Туннель, увеличенный в длину в советское время при помощи бетонных плит, и в основной своей части по ширине и высоте настолько велик, что через него сегодня запросто могут проехать не только легковушки, но и тяжёлые грузовики.

Какова была логика строителей? Ведь, когда все это возводилось в царствование Александра II, через туннель могли ездить лишь конные экипажи — телеги, коляски, в крайнем случае, кареты, чьи кузова отдаленно напоминали нынешние авто, хотя значительно уступали им  размерами. К чему было городить столь исполинское сооружение, затрачивая на него огромные средства? Каждый подобный туннель обходился в сотни тысяч рублей золотом, что в пересчете на нынешний курс составляет сотни миллионов. Почему не сэкономили, не «оптимизировали» проект, а тратили, не скупясь, устраивая стратегически важный проезд под «чугункой» с запасом на целые века?

В соседнем городе Коврове тоже имеется подобный туннель под насыпью той же Горьковской железной дороги. Высота и ширина этого сооружения, построенного 157 лет назад, позволяют до сих пор осуществлять движение транзитного автотранспорта с федеральной трассы М7 «Волга» на автодорогу R71 Ковров-Шуя-Кинешма именно через этот туннель. А какие сейчас идут фуры, объяснять вряд ли стоит. И вся эта гигантомания мирового автопрома уже третий век запросто помещается в нашем туннеле, сооруженном вручную, с огромным запасом прочности и габаритов.

Десяток домов и несколько жителей

В отличие от ковровского «близнеца», туннель близ Сарыева обычно пустует. Машины проезжают там нечасто. Причина в том, что дорога через огромный туннель ныне ведет в одну-единственную деревню — Высоково.

Расположена она очень живописно, среди лесов, у речки Тара, на возвышенности.  Вероятно, название деревни как раз и отражает местоположение — на высоте. Сегодня в Высокове всего лишь с десяток домов и несколько постоянных жителей. По всероссийской переписи населения 2010 года их значилось только три человека. Большая часть высоковских подворий принадлежит дачникам, да и тех немного, Дальше проселки уходят через поле в другие леса, но это — зарастающие дороги в никуда. На десяток с лишним километров округи лишь леса, перелески и не возделываемые поля, где всё больше кустарника и молодой поросли.

Реквием погибшим сёлам и деревням

Для чего же строился столь внушительный туннель? Неужели только для того, чтобы можно было попасть в деревню Высоково?

Конечно же, нет! Когда строились железная дорога и туннель, рядом с Высоковым и вокруг него находились с десяток деревень: Губино, Демаково, Долгово, Жары, Костенево (Костино), Круглово, Коробы, Носково, Черноморье и Федорково, а также старинный Ильинский погост, что в Костином углу, с каменным храмом во имя пророка Ильи, возведенном на месте старого деревянного в 1826-1829 гг. близ реки Тары. К началу XX века там насчитывалось почти 800 человек постоянного населения.

Сейчас, кроме Высокова, уцелели лишь Жары и Черноморье — благодаря близости к Мстёре. Да и в них, вместе взятых сегодня лишь 25 постоянных обитателей. А шесть остальных деревень и погост, бывший веками местным административным и духовным центром, сгинули безвозвратно. Причем, произошло это, по большей части, не слишком давно — всего лет 50 назад.

В середине 1930-х годов там ещё имелось по колхозу в каждой деревне: в Демакове и Костине — «Красный пахарь», в Высокове — «Красная горка», в Федоркове — «Новая жизнь», в Губине — «Трудовик», в Долгове — «Заря социализма», в Черноморье — «Дружба», в Жарах — имени К. Е. Ворошилова, в Коробах — «Красный пахарь». Там бурлила жизнь. В Долгове действовала школа, куда ходили учиться ребятишки со всей округи.

А потом значительную часть мужиков из этих деревень выкосила война. Колхозы стали укрупнять. В 1960-е, оказавшись в стороне от магистральных путей-дорог, в пору разделения сёл и деревень на «перспективные» и «бесперспективные», эти селения фактически были уничтожены. Остались лишь поля, пропадающие просёлки и обозначения на топографических картах в виде, так называемых, урочищ. В нашем крае пресловутые урочища — обычно не что иное, как своего рода реквием навсегда погибшим сёлам и деревням.

Строили на перспективу

Официально из числа населенных пунктов костинские деревни, по большей части, исключили в 1977-м. Последней снесли деревню Долгово, где ещё в горбачевскую «перестройку» доживали свой век два пенсионера. Официально её ликвидировали 30 лет назад — в 1989-м.

Теперь от Высокова до самой Мстёры — безлюдье и глушь. Несколько лет назад в бывшем Ильинском погосте был установлен металлический поклонный крест на том месте, где прежде находился закрытый в 1928-м и снесенный до основания в 1950-е храм Ильи Пророка.

Когда строилась железная дорога Москва – Нижний Новгород, что ныне именуется Горьковской, исторический Костин угол являлся многонаселенным краем, где число жителей постоянно росло. Поэтому строители и устроили специальные «врата в Костин угол» для того, чтобы не создавать проблем местным обитателям и с учетом будущего развития этой территории. А теперь огромный туннель ведет лишь в одну деревню, чудом уцелевшую в виде дачного поселения на сарыевских выселках.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета “Районка, 21 век”  №13 (429) от 04 апреля 2019 г.
Прикрепления: 0118641.png (1.68 Mb)
 
ВладимирДата: Суббота, 30.09.2023, 09:30 | Сообщение # 75
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Владимирский край несколько веков назад выглядел совсем иначе, нежели теперь. Там, где ныне расположены большие поселки или даже города росли дремучие леса. И, наоборот, многолюдные города и села по прошествии столетий исчезли, подобно миражу

Деревня Широгузиха.
 
Недавно неутомимые кладоискатели поделились известием о том, что сумели найти деревню Широгузиху — старинное и прочно забытое селение Вязниковского уезда, прекратившее существование еще в конце царствования Екатерины II.



Широгузиха находилась в пределах бывшего Стародубского княжества. В XV столетии эта деревня оказалась в составе удела князей Ромодановских и досталось внуку основателя династии Василия Ромодана-Стародубского – князю Петру Семеновичу Ромодановскому.

Читать тут
Прикрепления: 4078986.jpg (78.4 Kb)
 
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Деревни (Список)
Поиск:

Пятница, 26.04.2024, 18:38
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница