Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 51
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Налескино (Как правильно? Подскажите.)
Налескино
GFUV-7357Дата: Среда, 15.06.2022, 14:08 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
В главе "День тридцать девятый" повести Владимира Солоухина "Владимирские просёлки", описывающей путешествие автора по Клязьме из Мстёры в Вязники.

День рождения Владимира Солоухина отметили на родине писателя.

В старинном русском селе Алепино Собинского района вчера было весело, празднично и людно. Отмечали день рождения уроженца этого места, самого, пожалуй, известного писателя Владимирского края Владимира Алексеевича Солоухина. Ему исполнилось бы девяносто восемь. Но он уже четверть века, как ушёл из жизни, потомкам оставив свои замечательные произведения: «Владимирские просёлки», «Капля росы», «Олепинские пруды» и многие-многие другие.

Читать тут
 
BalakirevДата: Вторник, 26.03.2024, 13:58 | Сообщение # 17
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Немаловажен и тот факт, что Долгоруков впервые воспел в своих стихах уголки нашего края. А одно из его стихотворений «Размышление на берегу реки Клязьмы при погосте Архидиакона Стефана, между Гороховцом и Вязниками» (в нынешней вязниковской деревне Налескино, кстати, именно в этом месте 60 лет спустя отдыхал композитор Сергей Иванович Танеев и был также очарован красотой клязьминских берегов) — одно из первых стихотворений о нашем Вязниковском крае. Подчас долгоруковские строки — уникальные зарисовки природы Владимирского края двухвековой давности:

Как скоро сильной жар свалит,

До Клязьмы шаг – иду купаться,

Нырять и дна реки касаться,

Где стерлядь без боязни спит,

Не чувствуя, что в миг рыбак

Ее там неводом достанет

И с ней в Москву по почте грянет;

А там – в котел и – на очаг.

Упоминание массовой ловли клязьминской стерляди сегодня может вызвать лишь сокрушенный вздох — река ныне совсем не та…

И даже написанные на высокой береговой круче рядом со старым храмом философские строки, помимо возможности понять менталитет просвещенного россиянина в канун Отечественной войны 1812 года, одновременно возрождают картину оживленного судоходства на ныне пустой Клязьме, игравшего тогда огромную роль в экономике региона:
Природа! здесь и я почувствовал тебя.

С горы среди могил у ног дубов ветвистых

Я в Клязьме вижу ток то мрачных струй, то чистых;

Естественное зря движение воды,

Смотрю больших судов на скромные следы,

И думаю: – вот так судьба дни смертных косит;

Вода несет суда, а время жизнь уносит…

Михаил ОДИНЦОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» № 49 (516) от 03 декабря 2020 г.

Статью полностью можно прочитать  тут

Вязниковские впечатления князя русской поэзии.
 
К 225-летию Александра Сергеевича Пушкина и в связи с объявленным ныне Годом Пушкина, мы продолжаем вспоминать о его современниках, друзьях и единомышленниках, так или иначе связанных с Вязниковским краем. К их числу относится известный поэт золотого века  отечественной литературы, писатель и мемуарист князь Иван Михайлович Долгоруков. В 1802-1812 гг. он занимал пост владимирского губернатора и неоднократно приезжал в Вязники,  Вязниковский уезд. Бывал он здесь и позже, например, во время поездки в Нижний Новгород в 1814 году, о чем неоднократно упоминал в своих мемуарах и дневниках.

Творчество И. М. Долгорукова хорошо знали и ценили Пушкин и поэты его окружения. Друг Пушкина и тоже поэт князь Петр Андреевич Вяземский так писал о князе Иване Михайловиче Долгорукове: «Он влюбчивый поэт. Он — поэт — сердечкин… В нем была искренность, была нередко глубина чувства».

«Пушкин любил стихи князя Долгорукова и доказывал, что князь Долгоруков неоцененное, но великое русское дарование…», — вспоминал писатель, драматург, поэт, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик Николай Алексеевич Полевой.

Пушкину были близки темы произведений И. М. Долгорукова. Пушкинской, не осуществившейся мечтой было достигнутое князем уединение и семейное счастье вне великосветского общества. Нравилось поэту и то, что Иван Михайлович сплавлял в своем творчестве «галантную речь светского человека» с «речью разговорной, просторечной, с пословицами и поговорками».

Будучи владимирским губернатором, князь Долгоруков так писал о своем визите в Вязники:

«В Вязниках, сверх деревянного дома для присутственных мест, соляных амбаров таких же и тюрьмы с каменными винными выходами, что всё построено при мне, я осмелюсь похвастать, что моим попечением срыта крутизна Ярополческой горы до возможной отлогости, так, что по ней гораздо легче уже спускаться на конях и подниматься, как прежде. Работа сия произведена колодниками, и предприятие стоило мне большого труда, потому что надобно было воевать с предубеждениями. Старинные люди считали это за каприз, и до тех пор меня за него бранили, пока увидели настоящую свою в том пользу…

Вязники — близ реки Клязьмы. В двадцать лет времени с учреждения тут города населено и устроено изрядно. Он разделяется на две части. Одна расположена по горе, другая в низу. Ярополческая гора, соединяющая их, так крута, что в гололедицу никакой почти обоз спуститься безопасно с неё не может. Из Владимира в Нижний две дороги, одна лежит на Муром, но по причине песков, изнуряющих подъемный скот, все тягости преимущественно перевозятся здесь. В городе много зажиточных купцов, имеющих хорошие полотняные фабрики. Жители весьма доброхотны.

Гостеприимство купца Водовозова прямо старинное и без лукавства. Это не мешает, однако, успехам новейшего образования. Многие убирают со вкусом свои дома, завелись зеркалами, люстрами, красным деревом, рассуждают изрядно о торговле и кстати вмешивают словцо в политическую беседу.

Уезд хвастать может двумя предметами. 1-е: Ярополчем. Так называется селение удельное, вошедшее в черту города по плану, но, несмотря на то, наполненное еще безобразными крестьянскими хижинами, кои смешаны с некоторыми городскими и гражданскими строениями. Естественное положение сего холма прекрасно, вид с него открывает весьма отдаленные урочища. Оно было, говорят, некогда уделом Ярополка и носит его имя. Старожилы слыхали о том от старожил же, то есть, старая сказка.

2-е: село Мстёры, дошедшее женскому колену графа Панина, в котором погребены несколько князей Ромодановских. Сие место было их родовою могилою. Тут самой старинной архитектуры колокольня, каких ныне уже мало попадается. Уважая древность, я живо в памяти своей сохранил сей, так сказать, мертвый монумент бояр российских, коих мы, к несчастию, забыли и доблести, и гробы».

А в 1814 году, путешествуя из Москвы в Нижний Новгород, князь Иван Михайлович вновь писал о своих вязниковских впечатлениях:

«Вязники, городок небольшой, и 30 лет назад был ещё дворцовым селом. При открытии губернии сделался городом. К нему приписан уезд, учреждены судилища. Купечество, занимаясь торговлей, фабриками, скоро разбогатело и вошло во вкус роскоши. Здесь много домов каменных прекрасных, особенно отличается из них дом Кашина, в два этажа, с разными лепными украшениями, которые не обезобразили бы фасада лучших домов в Москве. Купечество живет хорошо и гостеприимно…

Удельное селение, Ярополч, примыкает к городу. Оно на горе и открывает виды несравненные. Говорят, что Ярополк дал сим холмам свое имя, но чем это доказать? Это так далеко от нас! Мы часто и в новейших временах о том, что почти в глазах наших происходило, читаем сказки: чего же ожидать о таких отдалённых эпохах? Клязьма близ города играет своими волнами, и к берегам её под самым городом пристают в довольном числе с разным хлебом барки.

Здесь увидел я несколько лет назад, в первый раз от роду, нашего знаменитого героя князя Багратиона, и свидание сие одно сделало бы для меня незабвенным город Вязники, когда бы, по многим другим отношениям, я не вспоминал о нём, как лучшем местечке Владимирской губернии, по его положению естественному и не совсем ещё испорченной нравственности обывателей. Но есть надежда, что и здесь заведутся грехи тяжкие лукавого мира. Уж многие выписывают журналы и читают их с прилежанием чужих толков: грамота без разумения делает из невежи доброго, лютого злодея.

Собор в городе весьма пышной рукой отделан, и весь иконостас облит золотом. Вот что такое Вязники!».

Писал князь о Вязниковском крае и в своих стихах. Например, у него есть сочиненное примерно в 1808 году философское стихотворение «Размышление на берегу реки Клязьмы при погосте Архидиакона Стефана между Гороховцом и Вязниками» с эпиграфом из сочинений французского философа Жана Жака Руссо:

«…Учение сего философа любя,

Природа, здесь и я почувствовал тебя,

С горы среди могил у ног дубов ветвистых

Я Клязьму вижу тож то мрачных струй, то чистых;

 Естественное зря движение воды,

Смотрю больших судов на скромные следы,

И думаю: вот так судьба дни смертных косит;

 Вода несет суда, а время жизнь уносит;

За каплей капля вод в моря бежит из рек,

Живой пример, как мы день зá днем гоним век…»

Наверное, это одно из самых первых стихотворений, созданных на вязниковской земле под впечатлением от очарования местной природой, к тому же, человеком, которого ценил и любил великий Пушкин…

 Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №61(682) от 21.03.2024 г. и тут
 
Форум » Поговорим о Мстёре » По окрестностям Мстёры » Налескино (Как правильно? Подскажите.)
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:

Вторник, 23.04.2024, 18:36
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница