Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 408
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Форум » Поговорим о Мстёре » История Мстёры » Исторические сведения (разные)
Исторические сведения
ВарвараДата: Пятница, 12.10.2018, 19:41 | Сообщение # 21
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 884
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline


Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстеры в сер. XIX века

Богоявленская Слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография.

Составил Член Сотрудник Императорских: Русского Географического и Вольного Экономического Обществ, и Действительный Член Губернского Статистического Комитета И. Голышев.

Владимир. В губернской типографии. 1865.

Жизнь крестьян слободы Мстеры имеет свои особенности; в путевых записках г. Безобразов упоминает: «это одно из самых бойких мест края. Мстера только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговли, и по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества, в особенности значительного разведения лука,- это настоящий город.

Под словом «город» мы разумеем не более как ту помесь города с деревней, фабричности и коммерции с сельским бытом, городских нравов с крестьянскими.

У некоторых жителей остались в разговорах местные названия, бает, бат (говорит), Восей (намеднесь), пострел (шалун), пащонок (ребенок), покучься (покланяйся попроси), неведу (незнаю), какой (отец крестный), кока (мать крестная), падог, подожек (палка, трость) и из нарядных принадлежностей: запон (фартук), шубейка (коротенькая шубка), холодник (в роде шубки, но без меха), накапки (нарукавники со станом), кокуй, повойник (кичка), фуфайка (душегрейка на проймах без рукавов), подширье (платок надетый и завязанный двумя концами, а остальные спущены на спину), чахчуры, кадеты (башмаки обыкновенные), черевики (башмаки козловые), обыгнуться (одеться).

В последнее время костюмы и самыя названия с местными словопроизношениями быстро уничтожаются, и там где мы видели прежде за несколько времени, поддевку или кафтан заменяются коротким и последнего фасона сюртуком; шубейки, холодники и фуфайки, бурнусами и тальмами; повязка подширье, сетками и шляпами; чахчуры и чиверики, плюшевыми полубатинками, и козловыми башмаками, не редко можно видеть в платьях и кринолинах; вообще Мстерские жители одеваются весьма опрятно и даже в других случаях роскошно.

Вообще жители сл. Мстеры более развиты, нежели окрестные, чему конечно способствуют постоянные сношения с народом торгующим по всей Империи.

На Св. Пасхе по реке Мстере катаются в лодках разряженные в праздничное платье девушки человек до 20 в одной лодке, всех лодок бывает до 50, гребцы из молодых людей дружно ударяют веслами по воде, с веселыми песнями, а некоторые из батюшковых сынков даже находят удовольствие сделать несколько залпов из пистолетов, а иногда и пушек; на крутом берегу реки Мстеры у самых церквей, на тропинке в роде бульвара множество жителей всех возрастов любуются природой и катаньем; на этом месте устраиваются временные фруктовые лавочки, в которых гуляющие пользуются разными лакомствами, дети катают яйца и выигрывают друг у друга.

Здесь девицы и молодые не водят хороводов, как в других окрестностях даже не поют песен в день на улицах, в праздничные дни постоянно девушки с подругами прилично одетые сидят под окнами своих домов, а молодые мужчины гуляют с товарищами по улицам. Девушки строго воспитываются своими родителями им даже не дозволяется ходить к обедне (литургии), а только всенощной и утрени; весенние гулянья бывают от Св. Пасхи до Троицына дня на берегу реки Тары, окруженной кустарником и лесом, тут собираются множество крестьян из окрестных селений и деревень, и потом бывают большие гулянья в заговенье перед Петровским постом на мстерской пристани, и в день Троицы в соседнем селе Татарове. Мстерские жители посещают эти гулянья, но не участвуют в них хороводом.

С 8 числа июля с празд. Казанской Богоматери начинается, как называется по местному выражению, девичье гулянье вокруг Слободы, которое продолжается до Успеньева дня 15-го августа, каждое воскресенье и праздники, девицы наряжаются в хорошие платья с своими подругами, и у них костюмы разделяются на разные категории и по общему согласию подруг, в 1 день гулянья хотя и новые платья но ситцевые, во 2-й кисейные, в 3-й шерстяные, и так продолжается, что к концу гулянья надеваются лучшие шелковые и штофные, но всегда идет между собой условие, кто в чем пойдет в этот день, чтобы не обидеть других подруг надетым наряднее их платьем без общего согласия. Девицы гуляют артелями (как называют местным выражением) по 6 - 10 и более подруг в 2 и 3 ряда один за другим, с правой стороны и особенно в первом ряду почетное место занимают девицы побогаче, впереди их отдельно сопровождает молодая замужняя женщина из родственниц одной из подруг или приглашенная из знакомых им, гулянье идет кругом всей Слободы, и редко проходят большими улицами, но обходят кругом Мстеры, одна партия за другой; в это время почти все жители выходят и сидят на скамейках в тех местах где стройно проходят девушки.

В августе и сентябре месяцах идет ряд установленных временем и обычаями праздников, сначала чистят лук, который как поспеет свозят с огородов в дом, и складывают у окон дома; лук очищают ножами девушки и женщины, созванные из посторонних, а более соседок и родные; как очистят лук, который складывают на зиму на палати, делается угощение чистельщицам с платою и деньгами, и очень часто собираются знакомые и родные которых прилично угощают; пирушка эта называется почистками.

Потом по наступлении длинных вечеров в последних числах августа и в начале сентября, начинают сидеть вечера (работать по вечерам) первый вечер начинается с засидок, засидки бывают вообще у всех и особенно у иконников празднованием; засиживать вечер подгоняют к последним дням недели, и более засиживают с четверга или пятницы; в вечер назначенный для засидок покупается в достаточной пропорции водка, сначала все работники в доме вместе затеплив свечку молятся Богу, требуют благословения хозяина, который отвечает им Бог вас благословит ребятушки, потом зажигают свечи и садятся за работу минут на 10; в этот вечер они не работают, а только начнут работу для примера, после этого садятся за самовар и водку, в этот день им дается угощение от хозяина, но всегда работники прилагают своих денег, складываются всей артелью, и готовят закуску холодное, жаркое и проч., разные лакомства для малолетних, орешки, изюм, прянички и проч., когда осушат порядочный запас водки, посылают за ней снова; по окончании угощения собираются всей артелью и отправляются гулять по Мстере с песнями; это празднование продолжается до трех дней, вовсе это время засидевшие вечера поживают навеселе, с других заведений также приходят на засидки и угощаются своими собратами, работа по вечерам продолжается с этого дня до Благовещенья.

После засидок в половине и конце сентября месяца капустная рубка также имеет местное свое значение; на капустную рубку приглашаются молодые девушки и женщины человек до 12 смотря по надобности или сколько есть подруг и родных у девушки (если есть) у которой в доме рубят капусту, девушки все одеваются в хорошее платье, ворота дома растворены и всегда с улицы, девушки по 6 на стороне (если их 12) дружно ударяют в корыто наполненное капустой сечками (здесь называют тяпки) в этот день в том доме где рубят капусту готовят стол для девиц, чай, завтрак, обед, ужин, лакомства и платится деньгами по 10 и 15 к. сер. на человека, а также к капустной рубке ставится брага (Брага – домашнее приготовленное пиво; брага необходимая принадлежность мстеряков, никакой праздник не обходится без браги, на годовые праздники разные случаи свадьбы непременно варится брага, в каждом доме и бывает довольно вкусна, кроме браги приготовляется домашним способом мед.), вечером девицы отправляются гулять по Слободе, они избирают с собой со стола лакомств, и кочней (кочерыжки от капусты), подходят под окна иконописцев или других холостых молодцов, с которыми разговаривают перемененным голосом завязавши платком лицо, так чтобы их не могли узнать, дают холостяку который нравится каждая по своему выбору яблоки, конфеты, орехи или просто кочерыжки от капусты, это продолжается весь вечер. Каждая девушка непременно сходит к дому уважаемого ею предмета, и поговорит в окошко, но при всем соблюдается приличие, а также девицы сопровождаются кем либо из женщин.

Как девицы ушли гулять начинается новая компания, в этом доме приходят родные и знакомые домохозяина старших возрастов на капустную рубку и поздравляют с капустником, садятся и беседуют за самоваром, брагой, водкой, закуской и лакомствами угощаются до весела в честь капустной рубки.

С октября месяца постоянно начинаются свадьбы, и рассчитывают каждую свадьбу пригнать к Рождественскому мясоеду; расчет состоит в том, что в то время дешевизна продуктов и длинные ночи, в весеннее время свадьбы бывают редко.

По наступлении зимы, по воскресеньям и праздникам начинаются катанья, малютки на салазках и ледянках с гор, а среднего возраста и особенно молодая чета катаются по Мстере на лихих лошадях с приличной городской упряжью в щегольских сапках, катанье продолжается до конца сырной недели. На святках ходят ряженные (маскированные) кто в чем пришлось но не составляют святки особого характера, как только прежние обычаи старожилов.

На сырной неделе празднование и катанье начинается с четверга; первая принадлежность масляницы блины, брага и проч., в четверг на этой неделе молодые девушки одеваются в хорошее платье по две или по три накладывают белье и платье в салазки и отправляются на реку к мельнице мыть белье и платье.

Сотни разряженных девушек в наклонном положение стоя на льду в полуциркульной прорубине, полосчут платье, в этот день кухарки и работницы отдыхают свободно так как девушки даже из зажиточных имеют обычай взять на себя этот труд, разумеется дело не в труде, а в удовольствии щегольнуть перед подругами, сотни молодежи на берегу любуются этой картиной, все катающиеся непременно проедут взглянуть на трудолюбие из удовольствия пестреющих девушек и не жалеющих свои белые ручки в этот день окунывая в холодную воду.

С четверга до воскресенья мстерские жители похаживают друг к другу по гостям, но наступило воскресенье и не видно той веселости какая была в первые дни, в воскресенье как прощальный день, после обедни каждый спешит идти прощаться, к своим близким родным, к волостному начальству и духовенству; каждому приносится на прощанье большой пряник (которые пекутся нарочно на сырную неделю очень большой величины) или другие какие либо лакомства: чернослив, изюм, винные ягоды, орехи, конфеты и проч. К вечеру отправляются на кладбища, прощаться с покойными, на кладбищах слышан плачь причетами родных над недавно умершими и множество нищих толпятся для подаяния, которым подают деньги пряники и проч.

С наступлением великого поста все удовольствия прекращаются, и Мстера проводит пост как благоговейно так и трудолюбиво, в посте работают прилежнее нежели в другое время года, по одним воскресеньям собираются жители партиями смотреть гусиные травли.

Гусиные охотники которые держат партии гусей, выгоняют каждый свою партию и начинается травля среди улицы, место травли окружено со всех сторон народом которая кончается тем, что гусь побьет другого противника, часто гусиные травли бывают с залогом денег.

В течение года бывает четыре установленных крестных ходов.

В среду четвертой недели по св. Пасхе в день преполовения на реку Мстеру.

23 июня в престольный праздник Владимирской Божией Матери к волостному правлению.

1 августа в день происхождения честных древ Креста Господня на реку Мстеру, а потом крестный ход обходит кругом сл. Мстеры и у православных домов во многих местах совершаются молебствия.
6 января в престольный праздник Богоявления на реку Мстеру.
Все крестные ходы совершаются из двух храмов Богоявленского и Иоанновского, служба совершается соборне духовенством круглый год.

Старики и средних возрастов крестьяне собираются на рынках утром некоторые для покупки провизии, а более для болтовни о разных общественных и других делах, такие же собрания бывают по вечерам у домов на лавочках в особенности в воскресные и праздничные дни, у многих привычка сделалась страстью выходить на эти собрания, и как общество смешанное православия с расколом, то происходят споры и неприличные выражения, такие сборищи не приносят кроме вредных толков никакой пользы.

С давнего времени существуют здесь разные раскольнические секты: поморская (перекрещенцы), спасово — согласие (нетовская), тайное священство, австрийская развивающаяся в последнее время, и закоснение их не ослабевает, а усиливается более и более; всех раскольников до ½ жителей и до сих пор не обращаются к стаду церкви Христовой.

Вообще мстерские крестьяне живут открыто, для каждого хлеб-соль, гостеприимство и радушие, как говорится умеют прожить и нажить деньгу, несмотря на то что многие плохо оплачивают повинности, а жизнь ведут не сообразную промыслам, частенько бывают разные пирушки, в которых последняя копейка ребром; а у раскольников частые обеды на разные случаи и поминки по покойникам, которые обходятся слишком дорого и заметно изнуряют жителей.

Разный сброд сбираются и даже съезжаются из далеких мест; лукавые святоши, которых содержат в тайне, поят, кормят дают подводы и большие деньги, многие прежде бывшие капиталы передались под видом подаяния за поминовение в руки развратных женщин и бродяг, из благочестия делающих промысл, в особенности были такие случаи: что из раскольников во время читанья по усопшем когда спали или отлучались домохозяева, читальщики подбирали ключи к палаткам и шкатулкам, выбирали деньги и тайно уходили, а после на украденные деньги открывали разные торговли и строили дома, в особенности что делалось с несчастными оставшимися вдовами, которые по единодушию и привязанности к расколу и теперь даже попадают в руки ханжи шарлатана, какого-нибудь выходца или бродяги негодяя раскольника, умеющего с свойственной им хитростью и лукавством в виде спасения истощить расстроенное в горькой потери после умершего семейство, и таким способом наполнить свой кошелек; вот куда пропали мстерские прежде бывшие большие капиталы!

Как жаль этих многих невозвратных потерь, а в довершение в последнее время заметно увеличивается в жителях страсть к роскоши и нетрезвости.

В продолжение зимних вечеров в праздничные дни у старожилов была первая потеха кулачный бой; собиралось человек по 100 на каждой стороне, бой иногда был и кровавый, а потом схватывание в охабку (борьба).

Главное любимое было удовольствие - в первый год женатого, холостая молодежь в праздничный день собирается по нескольку человек и, увидев новобрачного, проводят его сквозь строя, каждый при этом ударяет по его спине кулаком довольно чувствительно, а потом если новобрачный катается на лошади с своей супругой, его стаскивают с саней, сажают на самые худые негодящиеся в дело сани или вернее сказать дровни, нагружаются человек до 15, и несколько человек со смехом и криком свозят с двух гор на лед, оттуда молодой идет пешком едва продышавшись и садится на свою лошадь, если нет кучера то из этой же партии оказывают услуги подержать лошадь до возвращения со льда хозяина, кто бы ни был, даже капиталисты подвергались этим обычаям, которые теперь уже не существуют, но не более как лет 15 они изгладились из мстерских обычаев, да и слава Богу.

Такова мстерская жизнь с ее обычаями и нравами, к сожалению вообще крестьяне очень плохо образованы в грамотности, которая им необходима как коммерческим людям, а раскольники не оставляют свои заблуждения и не замечают значительные их потери; еще они мало обращают на это внимание, общественное приходское училище не очень удовлетворяло потребностям образования, и к сожалению много есть еще училищ заведенных в частных домах без разрешения правительства в которые отдают обучать детей и обучаются не правильно, а в особенности в домах раскольников, в которых с малолетства поселяют зло к православию, и потом в домах Единоверческой церкви, в которых учат и православных и склоняют в свой приход.

С образованием мстерские жители могли бы развить коммерцию с большими и правильными оборотами, и принести лучшие плоды как в промышленности, торговле, так и общественной деятельности.
Прикрепления: 9359735.png(64.1 Kb)
 
ВарвараДата: Воскресенье, 14.10.2018, 22:51 | Сообщение # 22
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 884
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline


Земские больницы в 19 веке. Открытие первых земских больниц

http://fb.ru/article....bolnits

До середины 19-го века в России медицина практически не была развита, и лишь люди, принадлежащие к высшим сословиям, могли получить хоть какую-то помощь. Но все стало меняться, когда после 1864 года появились земские учреждения. История создания В 1581 году в Москве появились первые аптекарские палаты, что было первым шагом в организации системы здравоохранения. Однако должного развития не произошло, и только в начале 18-го века Петр I провел ряд мероприятий, благодаря которым стали открываться медицинские учреждения, аптеки, школы и высшие учебные заведения для обучения будущих врачей.

Позднее, при Александре I, заговорили о том, что необходимо создавать больницы в уездных городах, но для начала необходимо открыть фельдшерские школы. Однако такие мероприятия не помогли кардинально изменить ситуацию, и только 0,5% людей могли получить медицинскую помощь. На 6000 человек приходился один доктор, на одну койку приходилось 1500 жителей. Все так бы и продолжалось, если бы не появились земские учреждения, которые за счет своих средств стали организовывать земские больницы, амбулатории, родильные и т. д.

Земским учреждениям помогали граждане всех сословий, чтобы улучшить положение, и в каждой губернии ситуация была своя. Земские врачи Когда появились земские больницы в 19 веке (особенно в сельской местности), понадобились специалисты, которые могли оказывать помощь по разным направлениям, начиная от простуды и заканчивая серьезными заболеваниями. Медицина в сельской местности развивалась сначала за счет уездных и городских врачей, а затем уже молодые специалисты изначально уезжали в села. Сложился такой портрет земского врача, у которого были высокие морально-этические качества, бескорыстие и желание помочь всем нуждающимся, что оказало хорошее влияние на формирование будущей медицины.

/.../

Достижения и итоги земской медицины Посредством земской медицины помощь оказывали в 34 губерниях, и такая медицина сыграла прогрессивную роль в развитии будущего. К тому же помощь оказывали не только городским жителям, но и сельским, и это считалось большим шагом в системе здравоохранения. Благодаря земской медицине появились такие понятия, как общедоступность, профилактика, бесплатная помощь, а также появились такие заведения, о которых раньше и не задумывались, – грязелечебница, лечебно-продовольственные пункты, приюты.

В медицине появились «прогрессивные» врачи, которые знали много, могли оказать помощь по разным направлениям, а также проводили исследования и изучали болезни, поэтому открывали бактериологические институты и лаборатории, санитарное бюро, акушерские и фельдшерские школы.

Несмотря на то что часто земские больницы недополучали средств, оборудования, лекарств, само возникновение медицины, где каждый, вне зависимости от своего статуса, мог получить хоть какую-то помощь, положило начало развитию медицины.

Автор: Соколова Ксения 17 Февраля, 2017
Прикрепления: 3566668.png(64.1 Kb)
 
ВарвараДата: Воскресенье, 14.10.2018, 22:56 | Сообщение # 23
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 884
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline


Земские лечебные учреждения XIX — начала XX века

http://istoriirossii.ru/index.p....&id=459

Проблемы организации работы лечебных учреждений с начала 60-х годов XIX в. широко обсуждались в медицинской печати и на врачебных съездах. В начале 1862 г. на страницах «Московской медицинской газеты» врач В.И. Ельцинский выступил против подчинения больничных врачей невежественным администраторам, за участие врачей в руководстве больницей и использование губернских больниц в качестве научной базы для повышения квалификации врачей и развития медицинской науки [15, с. 62-64].

К концу XIX в. эти предложения были уже повсеместно реализованы на практике: земские и городские больницы возглавляли врачи, как правило хирурги, а в крупнейших губернских больницах стажировались участковые врачи.

К началу XX в. при всех губернских больницах уже существовали бактериологические лаборатории, стали появляться рентгеновские аппараты.

Земские больницы, располагавшиеся в уездных городах, как правило, имели в штате 3—4 врачей и не более 30—40 коек. В качестве врачей-ассистентов в летние месяцы в земских участковых и уездных больницах практиковали студенты-медики старших курсов.

Особая важность стационарного лечения больных определялась ужасающими бытовыми условиями жизни крестьянства. Одной из первостепенных задач земских организаций явилось создание сети участковых больниц, территориально доступных населению.

Участковые больницы
Участковые больницы, которые с 1878 г. по плану, разработанному Е.А. Осиповым, Московское губернское земство строило на свои средства, служили образцом для всей земской России. При каждой полагалась аптека, где под врачебным присмотром фельдшер готовил лекарства [48, с. 34—39].

В начале XX в. наибольшее число участковых лечебниц находилось в Полтавской (108), Московской (105), Самарской (100), Херсонской (93), Харьковской (92) губерниях. Участковая сеть земских медицинских учреждений оставалась наименее развитой в Пензенской (26 лечебниц), Псковской (26), Ярославской (30) губерниях [68, с. 99].

К этому времени в некоторых участковых лечебницах уже работало два врача, специализировавшихся в определенных областях, и имелась специальная операционная, а рядом находились построенные земством отдельные здания заразного барака и родильного отделения.

По данным на 1910 г., земские участковые лечебницы были рассчитаны в среднем на 13 кроватей, уездные больницы — на 45, губернские больницы имели в среднем 190 коек, психиатрические учреждения в среднем содержали 520 больных. Всего земские лечебные учреждения в 34 губерниях располагали около 42,5 тыс. коек, которые распределялись, как показано в табл. 2 [68, с. 116, 129].

Таким образом, наибольшее число коек приходилось на участковые больницы. В 6 западных губерниях имелось еще 5,8 тыс. земских коек. Почти все больницы, от губернских до участковых, вели амбулаторный прием. Отдельно в земской статистике шел учет коечного фонда психиатрических учреждений (23,5 тыс. коек в 34 губерниях и 1135 коек в 6 западных губерниях) [68, с. 130].

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.
Прикрепления: 7589661.png(281.4 Kb)


Сообщение отредактировал Варвара - Воскресенье, 14.10.2018, 22:57
 
Форум » Поговорим о Мстёре » История Мстёры » Исторические сведения (разные)
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Поиск:

Четверг, 13.12.2018, 00:02
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!