Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 326
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Поговорим о Мстёре » История Мстёры » Язык Мстёры (Краткий словарь мстёрских слов и выражений)
Язык Мстёры
ВарвараДата: Суббота, 04.07.2015, 17:51 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 349
Награды: 9
Репутация: 7
Статус: Offline
Краткий словарь мстёрских слов и выражений
Александр Гаун
http://www.proza.ru/2009/09/25/305

Прожив во Мстёре с 1969 года, по сей день, я слышал много слов и выражений, которых нигде никогда до этого не слышал. Постараюсь передать своими словами их значения так, как я их понимаю.

Бастры;га - непоседа, шустрый, проворный, деловой человек. Относится чаще к женскому полу.

Бла;го - значит «здорово», «хорошо». Благо устал, благо выпили.

Бололо; - болтун.

Брила;, бри;лы, бриластый - губа, губы, губастый. Есть ещё выражение «толстобрилый», что-то вроде «губошлёпа». Ещё говорят «дать по брилам», то есть «дать в морду». Во Мстёре был местный дурачок Лёва с очень толстыми вывернутыми губами. Он носил кличку «Лёва-брила» и был известен тем, что покупал тетрадку, разрывал её на небольшие части, складывал в карман и постоянно их перебирал. Однажды он заблудился в лесу зимой и замёрз.

Вино - во Мстёре различия между водкой и вином не делают. Водку тоже называют вином, только «белым».

В улице, в улицу - на улице. Пойти на улицу, выйти на улицу.

Вязга; - зануда. Так называют человека, который долго и нудно говорит, «вязжит», и любит ныть по каждому поводу.

Выха;живаться - болеть с похмелья. Обычно после праздников мужики «выхаживаются», понемногу выпивают, но не сильно, лишь для того, что б не очень страдать с похмелья.

Дуть в задницу - выражение весьма грубое, но, тем не менее, оно существует, и означает примерно тоже, что и «нянчиться». Применяется в отношении детей. Произошло от манеры матерей дышать и целовать в попку самых маленьких детей. «Им ещё подуешь в задницу», - то есть ещё долго нужно нянчиться с ними.

Изва;дка - привычка.

Живой – самое оригинальное прозвище целой семьи, целого рода. Даже снохи и те получают это прозвище. Был такой мужичок во Мстёре, жил на Нижней улице в небольшом доме. Когда он бывал, выпивши, то, идя по улице, стучал себя кулаком в грудь, говорил: «Живой я! Живой! Я ещё живой!» Подходя к дому, он добавлял ещё одну фразу: «Живой я и это всё моё!» Его супруга, женщина дородная, быстро наводила порядок, давая понять, кто есть кто. Когда несли на кладбище, и процессия шла по улице, то ответ на вопрос «Кого хоронят?», людей слабонервных валил с ног.

Кружи;ть - по-мстёрски «сойти с ума.», рехнуться. В общем, вести себя неадекватно.

Маня - барыня - в прошлом довольно зажиточная женщина, жившая в деревне Бортниково, недалеко от Мстёры. Она имела каменный дом, единственный в деревне (отсюда, по-видимому, и прозвище). Потом купила домишко на самом въезде во Мстёру и завела коз. Жила она одна и дом скоро пришёл в негодность, то есть попросту стал разваливаться. Вдобавок ко всему от всего дома пахло козами. После её смерти дом и сейчас стоит брошенным. И служит мстёрским жителям символом нищеты и запустения.

Машенька - горошинка - мстёрская женщина. По причине умственного расстройства, вызванного раскулачиванием (у неё тогда отобрали большое количество нарядов), и она всю остальную жизнь ходила одетая, как чучело. Она просто надевала на себя всё, что имела и так ходила по улицам Мстёры. Про людей, которые плохо одеваются, говорят: ходит, как Машенька – горошинка.

Мытиться - глагол. Ходить, маяться бездельем, не зная, чем заняться. Обычно такое происходит по причине похмелья.
На деле разум явится - очень популярное мстёрское выражение. Так говорят, когда не знают, как поступить в данном конкретном случае или, когда начинают новое дело, а толком не представляют всех подробностей работы.

Наянка - нахалка

Надса;да - лишняя проблема, забота, обуза.

Нина - Гуда; - пьяница. Кундя.

Обреу;ток - толстый человек, зачастую невысокого роста.

Оля;киш - старый, переросший гриб.

Оля;жье - эпитет старого толстого человека. Чаще относится к женщинам.

Отря;ха, ото;рва - обычно относится к непослушным детям, которые не признают никаких авторитетов. Синоним слова «отчаянный». Иногда применяется и к более взрослым людям.

Отшеше;нить, отля;чить - оттопырить губу. Так говорят в том случае, если человек на что-то обиделся, надулся. Брилы отшешенил, брилу отлячить.

Обыга;ться - укрываться одеялом. Даже говорят «обогнулся» одеялом.

Плутова;ть - по мстёрски капризничать. В большинстве относится к малым детям, но бывает, применяется и к взрослым. «Устроить плутню», значит раскапризничаться.
«Плут» - капризный, скандальный человек.

Позева;ть - во Мстёре говорят вместо «зевать».

Пононо; - что такое «пононо» вряд ли кому известно, но есть такое выражение: «ходит, как пононо», так говорят о человеке, которому нечем заняться, и он слоняется без дела.

Прояры;щится - так говорят о небе, обложенным облаками, в надежде на то, что скоро появится солнышко.

Руньё - рванье. Тоже, что шобоны, только еще хуже.

Ручки - ходить на «ручки» - На «ручки». После свадьбы, которая обычно проходит у жениха, через неделю идут в гости к родителям невесты, теперь уже «молодой». Снова собирают пышное, богатое застолье. С большим количеством гостей...

Сдо;шить, сдо;шил - произносится, как «здошить». Правильное написание мне неизвестно, я никогда не видел этого слова написанным, поэтому пишу через «с». Применяется в значении «надоел», «измучил», «одолел», « довел», «достал» и т. п.

Си;ма Кирья;нова - мстёрская женщина, известная тем, что у неё пятки были вывернуты вперёд (причина травмы при родах). Она обладала гнусавым противным голосом. Ходила вечно с палкой и какой-то котомкой. Вдобавок ко всему была пьяницей и «женщиной лёгкого поведения». Обладая такой внешностью и поведением, очень любила петь, и часто к потехе прохожих певала: «называют меня некрасивою…».

Уха;нькать - относится к выпивке. «Уханькали бутылку».

Ухайдакаться, упехтаться, умайориться - все эти глаголы означают одно слово: «устать».

Удодокать - в первом значении: избить кого-либо. Убить кого-либо. Во втором значении то же, что и «уханькать».

Через Спас на Ялту - идти куда-нибудь в обход, дальним путем. «Ялта» и «Спас» - названия деревень, которые находились очень далеко друг от друга.

Шиши;боры - шишки, неровности, шершавости. Шишиборы на замерзшей дороге в гололёд.

Шаба;рить - шарить, искать, что-либо в темноте.

Шарабан - фанерный ящик, с которым мстёрские мужики ходят зимой на рыбалку. Носится на плече.

Шо;бон, шо;боны - старая изношенная одежда. Есть также выражение «шобон коробовский». Это означает, человека ходящего в старой, грязной одежде. «Коробы» - заброшенная деревня в семи километрах от Мстёры.

Ягарма - злая, скандальная женщина.

========
Здравствуйте, Александр! С большим удовольствием изучила Ваш словарь. Как в детство окунулась! Спасибо Вам. Хочу от себя добавить и уточнить немного, что знаю, поскольку прожила во Мстере и в деревне недалеко от Мстеры 18 лет.
Уточнение:
Пононо - так у нас говорили о человеке, одетом нелепо, в одежду с чужого плеча, которая болталась, была не по размеру. "Одет, как пононо".
Добавление: Про обыгало еще говорили (да и по сей день говорят) "Спать без обыжки", т.е. не укрытым.
Моя бабушка говаривала:
"Притка расхвати" - что означает, не знаю, но что-то ругательное, зачастую по отношению к себе, когда сделаешь что-то не так и раздражаешься. Что это за "притка" такая? Я бы сравнила с "Ё-мое".
"Восей" - означает - недавно, вчера, позавчера, когда не знают точно дату. "Он восей заходил".
"Отъем" - произносили мягко "о(ть)ъем" - это обыкновенный ухват.
"ЖагрАнить, нажагрАнить, нажАгрить" - сильно натопить. "НажагрАнили, дышать нечем".
Получишь "вОзево" - будешь поротым. Так сприструнивали детей.
С удовольствием дарю эти выражения Вам. Если сочтете их интересными, добавьте в словарь.
С уважением к Вам и Вашему творчеству. Холодянка-Валентина.

======

Добавлено (04.07.2015, 17:51)
---------------------------------------------
======================

попался очень интересный фрагмент в книге

Прот. Михаил АрдовМатушка Надежда и прочие невыдуманные рассказыМ.: Собрание, 2004

Старина

- Это старые-то вещи? Иконы?.. Знаю я, все знаю...Только уж ее, старины-то, сейчас тут не найдешь. Ни у кого не найдешь... А ведь было, все было... Чего только не было.. Я ведь сам офеня природный, владимирский... Четырнадцать годов с отцом первый раз ушел в дорогу. В устреку по-нашему-то, по-офенски...

Я еще в школе мальчишкой учился. Сдавали мы экзамен в девяносто шестом году, аккурат, когда царь-то на престол всходил... Учительша и говорит до экзамена. "Тебе, - говорит, - Лепешкин, придется еще годок поучиться... Спроси, - говорит, - отца..." Писал я плохо... Так грамматику, это я больно хорошо учился, стихотворение - раз, два прочитаю, и уж все готово, а писал больно плохо... Ну, отец-то и говорит: "Мало как пишет, в писаря, что ли? Читал бы, да и все..." Ну а потом стали экзамен сдавать, нас человек сто пять было, из пяти школ... Вот сто четыре сделали ошибку, а я один написал правильно... Инспектор диктовал, так-то шамкал: "На полке ле-ф-али ча-ф-ки, ло-ф-ки и сковорды..." Все и написали "сковорды..." Один я - "сковороды"... Помню, сдавали тут во Мстере, где школа... Учительница вышла и говорит: "Удивительное дело, - говорит, - я на Лепешкина и не надеялась, а он один пятерку получил, а все только четверки..."

У нас тут какое хлебопашество, хлеба едва до Рождества хватало... Вот вся округа одни офени и были... И пошли мы с отцом в дорогу первый раз в девяносто седьмом году, пятнадцатого сентября, на лошади... Шли через Шую, Иваново, Ярославль... Какие товары и водой отправили через Нижний на Череповец, а какие с собой... Иконы были, да книги, картины Сытинские... В Череповце получили мы иконы, а ехать надо было торговать в Олонецкую губернию, потому что старина-то она вся там - в Олонецкой, в Архангельской, в Новгородской, конечно... Ехали через Кириллов, в Белозерск, оттуда в Вытегру... Она на берегу Онежского озера... А там ездили по деревням... Книги да картины по ярмаркам, а иконы - по деревням...

Там много ярмарок, чуть не круглый год. Иконы у нас были фольговые, мстерской работы... Конечно, и деревянные были, но их только по староверам продавали, староверы фольговые-то не берут. Деревянные под старый вид писаные, это только для староверов... Зарабатывали-то немного, конечно... Больше меняли. Там можно было древние-то иконы найти да выменять, а уж тут их нигде не найдешь... Потом древние-то домой привозили, а здесь их мстерские покупали. Один хороший был покупатель Александр Игнатьевич Цепков. Этот покупал ценную старину. Даже в то-то время двести, триста рублей - это не каждый имел, а Цепков покупал. За семьсот и то покупал. Но это редко когда... Их все больше на колокольнях старых находили, по церквам... С покойником икону принесут, она там и лежит... Бывало, уж ничего на ней нет - одна старая доска, чка по-нашему, по-офенскому... Мы за них по пятаку платили, во Мстере-то ее уделают под самую старину... Бывало, по пятьсот даже таких досок набирали... Конечно, которые покрупнее да поценнее, те с собой, а так, которые напакуешь одна на одну и поездом по Архангельской дороге... А во Мстере-то, бывало, по шестьдесят, по семьдесят рублей платили за семивершковую-то, за старую...

/.../

Из Богоматерей боле всех ценится Владимирская и Смоленская, ну, еще Тихвинская... Николай чудотворец, Спаситель, это все ценилось, а предстоящие - меньше... И каждому свое название. Вот Никола - по-офенскому - Хорхора, Богородица - Стодница, Спаситель - Стеситель... А иконы по-нашему - стоды... Одну, помнится продали мы прям из дома, была она на божнице, аккурат вот такой же вот Никола, как этот... Ростом был аршин с чем-нибудь... Купили мы его с отцом в барском доме. Просто сам-то барин не живет в своей усадьбе, а купили у дворни.Она стояла не на кухне даже, а вот где дворня-то живут. Но старая она была, уж по краям начала пропадать, крошиться... Тоже Николай угодник, годов двадцать она у нас стояла, а тут мстерский маклер... Старичок, Осип Шитов... Вот он нам тогда покупателя и привел, из Петербурга, Егоров ему фамилия... Пришел и говорит: "Снимите мне ее сюда из божницы". Сняли вот сюда на стол, он надел очки, потом вынул кран-циркуль... Сначала измерил так и так, потом руки, расположение... "Вот это - говорит, - самого новгородского письма... Ну, - говорит, - сколько хочешь?" - "Двести пятьдесят", - отец говорит. "Нет, - говорит, - мне ведь ее еще в Петербург везти". Ну, отец и отдал за двести тридцать, скинул двадцатку-то... У него скатерть с собой была, так он ее в скатерть завернул, да и повез во Мстеру...

Вот так-то мы с отцом и ездили. Шесть или семь лет. Пока отец в дорогу ходил. А потом он во Мстере посудную лавку открыл, да и ходить перестал... А я уж тут серебрить ходил - куреньшить по-нашему-то... Серебро, значит, куреньшо, а золото - кулото... Серебрил я это с девятьсот третьего года и по... по... по пятнадцатый... А серебрили-то когда монетами, а лучше всего ломом. Лом-то я покупаю в городах десять-двенадцать копеек золотник, а в рубле-то их всего четыре золотника, двадцать одна доля... Серебро больше покупали по городам, в ломбардах с аукциона, да у часовых мастеров...

/.../

Был тут раньше в отцовы-то годы Филипп Иваныч. Сын у него теперь... вот имя-то сыну забыл. Он больно пьянствовал. В Боровичах Новгородской-то губернии с месяц торгует, а потом и забусает, запьет. Сына своего вечером посылает: "Вандай гомыры". Принеси, дескать, водку... Его и хозяйка-то со двора хочет согнать. Неделю, дескать, целую пьянствуешь, бусаешь...В Боровичах-то, помню, на постоялом дворе офеней много, вот и расспорились. Какое, дескать, название козе. Одни говорят - моза. Нету, говорят те,ей другое есть название - трикотуша... Овца-то - моргуша, а вот коза-то - трикотуша... Так-то по-офенскому мы не больно говорили, только вот когда какое слово сказать, чтобы не понял никто... Если сказать, что надо лошадь сходить напоить - остряка набусать.Фера берить - сена дать. Торговаться приходили когда. Если торгуется мужик, дает мало - просишь двадцать копеек, а он дает пятнадцать... Ну, и спросишь товарища-то: "Сабосу стычит?" Дескать, сколько себе-то стоит. А мужик и не понимает... Или в церкви работаешь, а поп идет... "Тише, - говоришь, - кас хлит". Значит, поп идет... Да мало ли чего делали офени-то владимирские... Всего и не упомнишь. Все было... И старина была, и золотишко было...

/.../

Да, теперьуж старины нет... Только что колокольчик где-то был. Погоди, сейчас принесу... Д а вот икона эта Никола. Этот старый. А вот это - Покров. Она только под старину писана. Вот, гляди, колокольчик этот мы еще с отцом из Олонецкой губернии привезли. Там красной меди в старину все чего-нибудь да лили... В Олонецкой губернии медной посуды много. Много было еще в то-то время, при нас... И Никола этот тоже из Олонецкой. Вытегорского уезду. Тоже с отцом привезли. Это - старина. Выменяли, помню, на новую икону, на фольговую... Мы у них не один год там ночевали. Главное, ее чинить-то не надо, она вся целая. И деревни помню название, Рокса название. Там староверов-то было много, в Олонецкой губернии...

А уж вот Покров, она не старая, только со старого списана. Он писал ее, что ли, в двадцать седьмом.

Там во Мстере-то больно голод был. Хлеба-то давали грамм триста, четыреста... Василий Михайлович имя ему, Наугольнов. Пришел он милость просить. А отец с ним был знаком до этого-то. Вот он пришел под это вот окошко милость просить, стучит. Отец говорит: "Вась, это ты?" - "Я..." - "Я, - говорит, - тебе дам две доски, ты мне Покров напиши, да Егорья, а я тебе мешок картошки дам". Он ради питания написал. Покрову нас тут престол был. А Егория писал в божницу. У нас раньше старинный был Егорий. Вот тогда-то еще приехали из Москвы, побывать сюда.

Они все отседа брали. Это дети-то Ивана Митрича Силина. Уж они отца-то знали. "Епифаша, нам продай, - Егория увидели, - продай нам..." Он говорит: "Из божницы-то вроде грешно продавать. А сколько дадите?" - "Да четвертной..." Вот Наугольнов-то и написал нам под старину. Егорий, он разный бывает. Один на леву руку едет, а другой - под праву... Который куда... Один сюда - из божницы долой, а который - сюда... Не помню уж, который под старину-то. Что?..Продать?..

Продать-то продам. За так не дам. А продать - чего уж тут... Давай за три-то рубля уж и Николу, и колокольчик, и Покров. К чему оно мне теперь все... Бери, не стесняйся... Вот они по радиво все говорят, дескать, Ленин умер, а дело его живет. Да... А я вот и жив, а дело-то мое умерло. Лепешкин жив, а дело его - умерло...

март 1971 г.

Сообщение отредактировал Варвара - Понедельник, 08.06.2015, 00:06
 
АдминистраторДата: Понедельник, 06.07.2015, 23:30 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 3
Статус: Offline
Недавно встречался лично с М.Ардовым. Интересный человек. Все эти рассказы записаны Ардовым в д.Свиново со слов жителя-офени этой деревни.Фамилия Лепёшкин вымышленная, но настоящая фамилия известна.
 
ВарвараДата: Четверг, 06.08.2015, 17:25 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 349
Награды: 9
Репутация: 7
Статус: Offline
Сначала я подумала, что это расшифровки с диктофона biggrin

Мне очень понравился именно язык, - прямо узор из образов-картин. Такого не получится обыкновенными книжными словами. Барыню было жалко очень. Читается на одном дыхании)

Добавлено (06.08.2015, 17:25)
---------------------------------------------
=============

Из истории русского языка
Происхождение некоторых русских ругательных слов

Лох
Это весьма популярное ныне словечко "лох" два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а рыбу.
Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или как его еще называют - семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что добравшись и отнерестившись, рыба теряет последние силы (как говорили "облоховивается") и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками.
Постепенно это слово перешло из народного языка в жаргон бродячих торговцев – офеней. От них, кстати, и выражение "болтать (или ботать) по фене", то есть общаться на жаргоне, непонятном окружающим.
"Лохом" они прозвали мужичка-крестьянина, который приезжал из деревни в город, и которого было легко обмануть, поймать на приманку, надуть.
С тех пор значение слова не изменилось, хотя нынче "лохами" на Руси, зачастую, оказываются не темные растерявшиеся крестьяне, впервые оказавшиеся в городе, а люди с высшим образованием и учеными степенями.

 
КатюшкаДата: Воскресенье, 01.11.2015, 22:42 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 95
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
Куньдя-это это имелось ввиду КУДА. Наприме: - "Ты куньдя пошёл". Может она так говорила, поэтому её так и прозвали.

Хочешь быть непохожим нa других - оставайся самим собой.
 
ВарвараДата: Четверг, 04.08.2016, 14:15 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 349
Награды: 9
Репутация: 7
Статус: Offline
Обратила внимание, что во Мстёре очень четко произносят букву "я" - "пЯтнадцать", например.
 
Форум » Поговорим о Мстёре » История Мстёры » Язык Мстёры (Краткий словарь мстёрских слов и выражений)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Понедельник, 22.05.2017, 22:27
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта