Изменим Мстёру!
Какой цвет букв в надписи "Мстёра"вам больше нравится при въезде в посёлок?
Всего ответов: 335
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » Поговорим о Мстёре » Храмы Мстёры/Церковная жизнь » Акиншино (святой источник)
Акиншино
GFUV-7357Дата: Суббота, 11.03.2017, 20:22 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2767
Награды: 21
Репутация: 9
Статус: Offline
СЕЛО АКИНШИНО на речке Таре известно с 20-х годов XVII столетия. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. упоминается недавно срубленная церковь в вотчине князей Ромодановских: "в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанские воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково". 
Спустя пять лет патриаршие писцовые книги упоминают о приделе во имя св. Иоанна Богослова, выстроенном при акиншинской церквушке. 
Новый храм взамен столетнего изветшавшего был построен в Акиншино с благословения Суздальского и Юрьевского епископа Иоакима в 1729 году. Владимирский краевед В.С. Добронравов, составивший описание вязниковских церквей, выпущенное в 1898 году, так передаёт опись Казанского храма 1780-1790-х гг.: 
"Храм был крыт тёсом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в три яруса. Местные в нём иконы: преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотворного Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая".
Несколько слов следует сказать о владельцах Акиншино. 
От Ивана Ивановича Ромодановского, из окольничего пожалованного боярином в 1657 году, Акиншино перешло к графу П.К. Салтыкову, а в 1666 году от него к дочери И.И. Ромодановского – Ульяне Ивановне, в замужестве княжне Одоевской. Затем селом владела дочь Ульяны Ивановны Одоевской – Федосия Алексеевна, после чего оно отошло к князьям Куракиным: бывшая княжна-девица Одоевская стала женой князя Ивана Григорьевича Куракина. Их сын Борис Иванович Куракин передал имение своему сыну от первого брака Александру Борисовичу Куракину (первой женой Б.И. Куракина была Ксения Фёдоровна Лопухина – родная сестра жены Петра I), а от него к сыну Борису Александровичу (Борису-Леонтию Александровичу) Куракину. Сын князя Бориса – Степан Борисович Куракин – передал Акиншино своей второй супруге Екатерине Дмитриевне, урождённой Измайловой. Та даже отсиживалась в нём во времена нашествия Наполеона на Россию, а позже внесла часть капитала на строительство каменной церкви. Сам князь Степан Борисович скончался в 1805 году, а супруга пережила его более чем на 35 лет и умерла в 1843 году. Брак уже тяжело больного князя и дочери полковника Дмитрия Измайлова оказался бездетным и потому после смерти княгини Екатерины Дмитриевны имение Акиншино перешло к её племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Именно благодаря его стараниям в Акиншино в 1843 году было открыто народное училище, позднее переданное в ведение земства. В 1848 году единственный сын Дмитрия Приклонского Николай Дмитриевич погиб и, оставшись без наследника, Дмитрий Павлович продал Акиншино статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову. Он и стал последним его владельцем. В 1868 году бывший виленский губернатор, инженер путей сообщения и литератор Николай Жеребцов скончался… 
В первой половине XIX века прихожанами было решено построить вместо обветшавшей церкви новую каменную, о чём иереем Иваном Бутеевым и крестьянином Семёном Савельевым было отправлено прошение во Владимирскую духовную консисторию. 26 июня 1815 года епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт подписал прошение на возведение каменной церкви, каковую взялся выстроить каменщик Герасим Никифоров из гороховецкого села Никулино. 
8 июля 1816 года была заложена новая церковь, завершённая спустя два года (строительство обошлось в 4500 рублей). Однако, освящение храма об одной главе, с колокольней, увенчанной высоким шпилем (ярким примером веяний храмовой архитектуры первой половины XIX столетия), состоялось лишь в 1821 году – 29 июня. Главный престол остался в прежнее наименование – в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный в тёплой церкви освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет акиншинскую церковь окружила каменная ограда, а в 1855 году её стены были украшены "священной живописью". 
Среди святынь Казанского храма особенно отмечались иконы Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, облачённые в разное время в серебряные ризы, а первая ещё и украшенная жемчугом и сердоликом; Тихвинская икона Божией Матери первой половины XVIII века также в дорогом окладе. Часть икон была написана мстёрскими иконописцами Корягиными в 1820 году и приложена в новый каменный храм. Среди богослужебных книг также выделялись издания XVII столетия. К примеру, Служебник 1666 года, приложила владелица села княгиня Ульяна Ивановна Одоевская. 
Из священников села Акиншино нам известны следующие имена: 
В 1666 и 1672 годах там упоминается поп Федот Иванов. В 1674 году – Яков Осипов, а в 1729, вероятно, его сын Дмитрий Яковлев. В 1795 году в Казанской церкви служил священник Трофим Андреев. С 1796 по 1808 акиншинским настоятелем был Иван Алексеев. После него место священника занял сын – Иван Иванович Бутеев, служивший в родном селе сначала пономарём, затем диаконом и рукоположенный во священника после смерти отца. Именно в бытность о. Иоанна настоятелем была построена каменная Казанская церковь, на возведение которой сам Бутеев пожертвовал 300 рублей. Скончался Иван Иванович в 1833 году и был погребён у алтаря храма с южной его стороны. 
Есть информация, что в 1833 году в Акиншино был определён священником Василий Иванович Добросердов, служивший до этого сначала во Мстёре, затем в меленковском селе Приклон, в 1831-м году низведённый в пономаря и назначенный к Троицкой церкви г. Вязники, а оттуда вновь священником назначенный в Акиншино. Однако, более имя о. Василия Добросердова не встречается, а в 1833 году определённым к Казанскому храму значится также Андрей Васильевич Веселовский. 
За год до определения сюда он окончил Владимирскую семинарию по 1 разряду. С 1843 года Андрей Васильевич стал учителем и законоучителем во вновь открывшемся стараниями, как уже говорилось, помещика Дмитрия Приклонского, училище, обучая местных детишек чтению, письму и Закону Божию. За время своей службы о. Веселовский был награждён набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом в память Крымской войны и пожалован орденом св. Анны III степени. В октябре 1870 года он, по собственному прошению, уволился за штат, но позже продолжил своё служение в Иваново-Вознесенске. Скончался Андрей Васильевич в 1882 году в возрасте более 70 лет. 
Преемником о. Веселовского стал Пётр Александрович Воскресенский. В 1866 году он также окончил семинарию по 1 разряду и был определён учителем в Покровский уезд. Через четыре года студент Воскресенский женился на дочери Андрея Веселовского – Екатерине Андреевне и в декабре 1870-го года был рукоположен во священника к Казанской церкви. 
24 июля 1915 года в Акиншино был назначен уроженец Судогодского уезда Василий Петрович Анисов. Он, как и его предшественники, преподавал в местном училище, а также был избран окружным проповедником. В 1917 году о. Василий награждён набедренником. Известно, что после революции 17-го он вернулся в родное село Мошок, где был арестован в конце 1929 года и приговорён к 5 годам лагерей. 
Это вся известная на сегодня информация о священниках села Акиншино. Очевидно, о. Василий стал последним настоятелем тамошнего Казанского храма. По крайней мере, иными данными мы не располагаем. 
В приходе Акиншино состояло 9 деревень: Свинова (ранее Свиное болото), Яблонцы, Городок, Медведева, Семынь, Лосье, Зубариха, Носково и Черноморье, находившихся в удалении от одной до трёх вёрст. 
Частично разорённую в 1920-е гг. церковь закрыли в 1932-м. С храмовой звонницы сбросили колокола, вывезли драгоценные иконы и всю оставшуюся церковную утварь. Их дальнейшая судьба неизвестна. Церковное здание было передано колхозу "Трудовик" и обращено в зернохранилище и склад. Позже его забросили, отдав на растерзание стихии и людям. 
В наши дни Акиншино возрождается. Сейчас тут находится подворье мстёрского Богоявленского монастыря, основанное трудами иеромонаха Севатиана и монастырской братии. На дне оврага над источником поставлена купель, окунуться в которую приезжает множество паломников даже из соседних с Владимирской областей. Здесь же из источника можно набрать воды. На месте опустевшего села снова появились строения: келии, трапезная, пекарня, хозяйственные постройки… 
Чудесные, живописные места с чистым воздухом, запахом леса и трав! Наслаждение, получаемое от пребывания в Акиншино, сторицей воздаёт за неудобства, испытываемые по дороге к скиту. А труднодоступность этих мест обуславливает первобытную сохранность, отсутствие суетности, размеренное течение и спокойствие здешней жизни.



https://m.vk.com/public129611027
Прикрепления: 9179510.jpg(80Kb)
 
Форум » Поговорим о Мстёре » Храмы Мстёры/Церковная жизнь » Акиншино (святой источник)
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Пятница, 21.07.2017, 11:31
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наши проекты
Неизвестное фото

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!
Статистика сайта